Бганцева Ника
«Прошлым летом в Чулимске»

Пьеса Александра Валентиновича Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» оживает на сцене Молодёжного театра на Фонтанке, открываясь зрителю совершенно по-новому. Пьеса была написана в 1971 году, а премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске» состоялась в 2017 году, однако тема, которая остро встает в постановке, очень хорошо знакома современному зрителю. Место действия— небольшая, недостроенная чайная. Быт героев выражен в декорациях, которые также становятся отражением их внутреннего мира: и мостки вокруг чайной— по ним в начале действия весело бегает Валентина, радуясь новому дню, и по ним же, едва ли не падая, возвращается после «свидания» с Пашкой. И умывальник, к которому постоянно подходят постояльцы, чтобы ополоснуть лицо и благодаря этому прийти в себя. И скатерть-клеёнка, которую то нежно расстилает Валентина, то резко срывает со стола пьяный Дергачёв. Палисадник становится своеобразным символом протестующей души Валентины, пытающейся восстановить окружающий её мир. Он, как и сама Валентина, показывает, что в жизни всё может быть по-другому и человек может менять себя. Все эти детали погружают в атмосферу небольшого сибирского поселка. На протяжении всего действия Чулимск кажется совершенно отрешённым от всего мира местом, потому и герои, словно изолированные от цивилизации, стараются цепляться друг за друга, все глубже погружаясь в медленно текущую жизнь.

Первая сцена спектакля происходит ранним утром. Валентина, в исполнении молодой актрисы Дарьи Вершининой, появляется на мостках, и, открытая миру, искренне встречает новый день. По-детски раскручивая пустое ведро, Валентина будто вместе с ним «раскручивает» предстоящий день. Светлая девушка верит в справедливость и добро, в попытке противостоять миру, пытается менять его. Кажется, что в провинции Валентину сдерживает отец, пытаясь решить судьбу дочери. Однако в большей степени это происходит из-за личного желания Валентины. Осознавая возможности, которые может ей дать город, она остаётся в Чулимске из-за чувств, вызванных любовью к Шаманову. Каждый раз девушка упрямо чинит забор, который ломают посетители чайной. Вдруг что-то происходит в душе Валентины, когда она решает отправиться на танцы с Павлом. Девушка будто отказывается от своих принципов, говоря, что чинить палисадник вновь — напрасный труд. Окончательный душевный перелом случается, когда Валентину находит Шаманов — он отражен в её отчаянном крике. В заключительной сцене девушка появляется уже не в легком платье— она идет, закутываясь в свитер, словно закрываясь от мира. После рокового вечера Валентина находит силы жить дальше, она снова неуклонно чинит палисадник. При этом режиссеры отходят от сюжетного поворота, созданного Вампиловым. Концовка спектакля отличается от финала пьесы, а это значит, что впереди у юной Валентины жизнь. Всего лишь за один день девушка проходит тяжёлый путь взросления, только начиная свой путь в мире.

Артур Литвинов и Андрей Некрасов играют человека, некогда, как и юная Валентина, верившего в справедливость и возможность изменить мир вокруг. Однажды он пытался противостоять несправедливому миру, но был сломлен его правилами. Теперь любые проявления чувств Шамановым отторгаются — нежность и забота со стороны Кашкиной вызывает у него раздражение, крик. Сам герой сравнивает свое состояние с непрекращающимся сном длиной в четыре месяца: он действительно ничего не замечает вокруг, и лишь Валентина своим искренним признанием словно отрезвляет его и возвращает к жизни. Девушка открывает для разочаровавшегося человека путь в новую жизнь. Вечером Шаманов признается Кашкиной, что у него сегодня странный день. При этом главным основанием для этой «странности» является то, что день наполнен событиями и чувствами, а ближе к вечеру он будто вновь обретает себя— снова начинает чувствовать жизнь и мир вокруг.

В исполнении Регины Щукиной в начале спектакля Кашкина представляется очень рациональной, опытной женщина: она знает с кем и как следует себя вести и что говорить. Так, в попытке бороться за своё счастье, она вынуждает Еремеева отдать ей записку. Она действительно понимает Шаманова и то, как жизнь была несправедлива к достойному человеку. И всё же женщина, которая сначала буквально разрушила отношения Валентины и Шаманова, находит в себе силы пойти против собственных чувств. Она тщетно пытается отговорить девушку идти на свидание, понимая, чем всё закончится. Кашкина, как и Валентина, проходит в этот день свой путь, она всё же отдает роковую записку, произнося ранящую для себя фразу о том, что Шаманов любит девушку. Для Кашкиной важны как собственные, так и чужие искренние чувства и настоящая любовь, но не условности. Поэтому она и не воспринимает Мечеткина, проявляющего весьма серьёзные намерения во время встречи на лестнице. Мечеткин, как и все окружающие его люди, тоже является непростым героем. В своем вечном недовольстве, чрезмерной «правильности» и порядочности он пытается скрыть свой в действительности ранимый характер. Неслучайно Мечеткин надевает парик, отправляясь на свидание с Валентиной, он пытается создать иной образ и убежать от себя самого. Он единственный, кто нарушает тишину в финальной сцене, пытаясь отгородиться от произошедшего.

Пашка (Егор Кутенков/Руслан Бальбуциев) — неистовый, импульсивный и совершенно свободный от каких-либо условностей молодой человек. Как и у Валентины с отцом, у Павла с семьёй складываются непростые, болезненные отношения— в этом и кроется причина его озлобленности на окружающий мир. Характер Пашки хорошо раскрывается в сцене диалога с матерью, когда та попросит его уехать из посёлка и называет родного сына «крапивником». Слова женщины, как и чувство своей «ненужности», буквально «душат» героя, вызывая у него отчаяние. Юноша не может ей простить отношений матери с Дергачёвым, из-за которых Анна Васильевна буквально разрывается между сыном и любимым мужчиной. Женщина пытается делать всё, что в её силах и своей просьбой стремится огородить сына от совершения страшной ошибки. Пашка же, не получив любви в семье, пытается создать её искусственно, настойчиво добиваясь взаимности от Валентины.

Дергачёв, в исполнении артиста Андрея Шимко — создает впечатление человека, живущего на грани безумия. Он пытается освободиться от собственной обиды на жизнь и «выскочить» из окружающего его обыденного пространства и в то же время вновь хватается за стакан. Дергачёв даже высказывает Еремееву свое желание отправится с ним в тайгу, хоть и сам понимает, что это невозможно. Для окружающих его побуждения скрыты в хлестком характере. Так, когда Анна Васильевна специально накрывает для него и Еремеева стол, Дергачёв, несмотря на свою любовь, демонстративно выражает желает «прогуляться в лесу». Он искалечен как душевно, так и физически— его травма насколько сильная, что он не в состоянии самостоятельно подняться на ноги после одного выпитого стакана. Недаром именно он занимается ремонтом чайной. Это вечно не достроенное здание, со следами краски на деревянных стенах, становится воплощением душевного состояния самого героя. Он не может совладать ни с внешнем, ни с внутреннем миром и в конце концов остаётся в том же месте, с теми же привычками.

Еремеев, сыгранный Константином Воробьёвым, является самым пожилым героем постановки. Еремеев — простой, добрый и искренний человек. Он появляется в Чулимске, проведя практически всю жизнь в тайге, которая стала для него домом и подарила свободу. Старику нелегко приходится в современном мире. В мире, где «человек, у которого есть деньги, уже не смешной», как говорит отец Валентины, а отсутствие нужной справки означает полное отсутствие прав на счастливую жизнь. Еремеев хочет получить заслуженную пенсию, однако из-за отсутствия необходимых бумаг все попытки оказываются тщетными. На протяжении практически всей постановки Еремеев играет на варгане, завораживающие звуки которого заполняют всё пространство— в них старик скрывает как свою, так и чужую душевную боль. При всей несправедливости и безнадежности Еремеев до конца остается добрым человеком. Как в начале, так и в конце постановки он— единственный, кто помогает Валентине чинить палисадник, делая это искренне. Еремеев и Валентина— это чистые, настоящие и по-хорошему наивные люди, на которых держится весь «мир Чулимска», а их светлые качества восполняют всё то, чего так этому миру не хватает.

На первый взгляд, кажется, что все герои — это обыкновенные жители провинциального городка, наполненного размеренностью. На самом в деле в душе каждого из них кроется глубокая рана, не дающая вновь поверить в жизнь. Однажды в их судьбе что-то «сломалось» и теперь они сами, своими же руками продолжают это дело. В постановке поднимается вопрос выбора. Выбора, который должен совершить в жизни каждый, и единственная, кто по-настоящему его делает— это юная Валентина. Режиссер, раскрывая героев, показывает зрителю истину: да, обстоятельства могут изменить судьбу человека, искалечить его, но то же самое способен сделать и он сам, своим действием, а главное — бездействием.