Зачем школе театр?

Как обучать педагогов школьных театральных студий?

«Театр делает человека красивее», — ответил когда-то мне на вопрос «Зачем нужен в школе театр?» народный артист России Владимир Коренев. Он знал, о чем говорил: увлечение театром началось у Владимира Борисовича в школьном возрасте, будущий актер ходил в драмкружок, из которого вышли двенадцать профессиональных артистов, четверо из них – народные: Владимир Коренев, Лариса Лужина, Игорь Ясулович и Виталий Коняев.

школьный театрШкольный театр когда-то «спас» меня, начинающего учителя русского языка и литературы. В первый же год работы мне дали 10 «Б» — сложный, плохо управляемый, от которого отказались другие педагоги. Помню, как ребята шумели, «доводили» меня, как я выскакивала из класса и ходила кругами по бульвару, глотая слезы и твердя, что ни за что не вернусь обратно. А потом однажды начала на уроке литературы читать наизусть «Собаку на сене» Лопе де Вега. Класс притих. «Интересно? Хотите, мы это с вами сыграем на школьной сцене?». И начался мой роман с ребятами. Никакого театрального кружка в нашей школе не было, мы просто после уроков оставались и увлеченно репетировали. Спасибо моему педагогическому вузу, который, кроме диплома учителя-предметника, дал мне и удостоверение о дополнительном образовании. В конце прошлого века в педвузах была система факультетов общественных профессий, параллельно основным занятиям я в течение трех лет занималась на факультете «режиссуры народного театра».

В биографии многих известных актеров можно найти факт увлечения театром в школьном возрасте и занятия в театральной студии. Служит ли школьный театр инструментом профориентационной работы? Отчасти да, но основная ли это его цель? Театральные вузы, пожалуй, единственные в мире, куда не нужно «заманивать» абитуриентов – традиционно здесь самые высокие показатели (к примеру, конкурс на актерский факультет в Школу-студию МХАТ в этом году был 238 человек на место). Я помню, как в одном интервью актриса Дарья Юрская рассказывала, что ее родители – народные артисты России Сергей Юрский и Наталья Тенякова – были против занятий дочери в школьном театре. Мол, наберешься штампов, научишься «изображать», потом будет трудно переучиваться. Действительно, школьные театральные кружки зачастую воспринимают постановку спектакля как главный результат своей деятельности. Процесс репетиций становится вторичным, главное – выучить текст и его «изобразить». Отчего так происходит?

Отвечу на этот вопрос позже, а пока добавлю, что сегодня теме «школьных театров» придается большое значение на государственном уровне. Активно идет процесс увеличения количества школьных театральных студий и кружков, обсуждаются вопросы соотнесения театрального репертуара со школьной программой по литературе, показа в школах видеозаписей лучших спектаклей. Еще в 2020 году был запущен Всероссийский проект «Школьная классика» — конкурс, в котором творческие коллективы выполняют задания, получают наставников из числа преподавателей Театрального института им. Б. Щукина, становятся участниками фестивалей. Налицо формирование нового культурно-образовательного пространства с театральным уклоном как важнейшего инструмента воспитания подрастающего поколения. «Воспитание спасет мир», — писал Лев Толстой, и «воспитание» в этом вопросе – ключевое слово.

К написанию этой статьи меня привели размышления о том, что всероссийский процесс масштабирования идеи «театр в каждую школу» непременно выявит дефицит педагогических кадров. Кто будет организовывать подобные театры? Кто по факту делает это сегодня? Как правило, это две категории преподавателей. Первая — педагоги-предметники, увлеченные театром, знающие и понимающие драматургию. Для них театр в школе – возможность договорить то, что не вмещает школьный урок. На первый план выходит собственно литература, содержание, смысл.

Вторая категория руководителей театральных кружков — не педагоги, а люди с актерским или режиссерским образованием. Для них театральная студия – или дополнительная работа, или возможность реализовать свои актерско-режиссерские мечты, здесь первичными становятся профессиональные умения.

Если мы поищем в интернете, что такое «театральный педагог», то умная паутина выдаст нам следующее определение: «Театральный педагог занимается обучением основам актерского мастерства, художественному слову, сценическому движению, технике речи». Пожалуй, все верно, если речь идет об учебе в театральном училище или институте, то есть, в вузе, который дает профессию. Но у школьного театрального педагога задача совершенно иная. Помните знаменитый фильм 1978 года Герца Франка «Старше на 10 минут»? Он снят одним планом, десять минут мы видим глаза ребенка, который в театре смотрит кукольный спектакль. На лице отражается вся гамма душевных переживаний, герой взрослеет, мудреет, становится счастливее – на глазах у зрителя. И здесь я возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок этой статьи. Зачем школе театр? Он нужен как инструмент педагогической работы. Создавая пространство для воспитания личности, через знакомство с мировой культурой, через увлекательный мир всевозможных образов можно говорить о том, что происходит вокруг, можно проводить ребенка сквозь разные модели поведения, ставить его перед необходимостью принимать решения, делать выбор, учиться преодолевать первые возрастные кризисы. Увлечение театром и создание театрального продукта повышает образовательные результаты по другим предметам, прежде всего по литературе, истории, географии, иностранному языку. Школьный театр прививает и осознанную работу со словом: вы обращали внимание, что в жизни мы совершенно не пользуемся интонацией, говорим впроброс, повышаем голос только, когда раздражаемся или хотим привлечь внимание? Убеждена, что глубокие научные исследования способов формирования образовательных результатов через театральную деятельность еще впереди.

Мне вспомнилось, как на одной из встреч с педагогами «Содружества школьных театров Москвы» Народный артист России Владимир Машков спросил сидящих в зале: «Мне интересно, как вы начинаете разговор о постановке спектакля?». И правда – с чего начинать работу в театральной студии? Наверняка, не с читки текста пьесы, как в профессиональном театре. Как подготовить и ввести ребенка в мир того или иного драматурга? В истории отечественного театра есть один удивительный пример. В 1913 году к Евгению Вахтангову – на тот момент режиссеру МХТ — пришли студенты ряда московских вузов и попросили поставить с ними спектакль. Ни один из них не планировал становиться профессиональным актером, просто в начале века было повальное увлечение театральными кружками. Вахтангов согласился и в течение долгого времени занимался не столько постановкой, сколько воспитанием своих студийцев. Именно тогда были разработаны и сформулированы знаменитые вахтанговские заветы. «Человек важнее, чем актер». Или: «Успех в театре не является главным результатом». Кстати, первый спектакль вахтанговской студии – «Усадьба Ланиных» — провалился с треском, но пыл студийцев это не охладило, сами занятия с Вахтанговым стали для них важнее успеха постановки. В школьном театре, пожалуй, одно из самых важных правил: не заразить жаждой успеха. Не сделать ощущение триумфа, аплодисментов зала основным результатом работы.

Школьный театр должен научить ребенка не столько выходить на сцену, сколько полюбить театр и стать хорошим зрителем. Все мы регулярно цитируем В.Г. Белинского с его «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная для впечатлений изящного…», но почему? Оттого, что сказаны эти слова – со страстью. Научить любви нельзя, но заразить страстным, открыто эмоциональным подходом — можно. Тогда и возникнет интерес, способный перерасти в любовь. Регулярные «погружения в театр» формируют привычку, а после нее – потребность в получении эмоционально-эстетических впечатлений. Лучшее, что может сделать школьный театр, это сформировать эстетический опыт, заложить основу для выразительного метафорического мышления, оторвать от привычных гаджетов, воспитать желание прочитать пьесу, сходить в музей. Научить видеть картину мира через создание образов. И тогда перед участниками театральных студий откроется широкий выбор путей развития – они найдут себя в любой креативной индустрии, не только в театре. Безусловно, прежде всего нужны новые программы культурно-просветительской работы школьной театральной студии, в которых будут заложены часы на просмотры спектаклей, обсуждения, написание рецензий, посещение театральных выставок и музеев, ведение театральных блогов, создание сопутствующих иллюстративных медиаматериалов, погружение в театрально-образовательные проекты.

Но насколько наши педагоги готовы быть проводниками на этом пути? Насколько они сами разбираются в искусстве, знают историю театров своего города? Часто учителям – предметникам, ведущим занятия в театральных кружках, не хватает понимания театральной профессии, а актерам и режиссерам – педагогической. Закрыть двойные «лакуны» можно только путем дополнительного образования, необходимо продолжать развивать систему повышения квалификации (в том числе и через создание магистратур), в которой и одни, и другие имели бы возможность восполнить свои образовательные дефициты. Большую роль может сыграть выстроенная система взаимообучения: когда одни театральные студии могут учиться у других. Возможно запустить процесс обменных гастролей внутри системы образования, когда школьные театры будут играть на площадках соседних школ и для другой зрительской аудитории. На повестке дня и нормирование подобной деятельности: к сожалению, пока не разработан профессиональный стандарт «педагог школьного театра» и эта деятельность регламентируется общим профстандартом «педагог дополнительного образования».

Когда-то Сергей Эйзенштейн, создавая программу обучения кинорежиссеров, отводил год на то, что он называл «работа над собой»: читать, смотреть, слушать, размышлять – это первое, с чего нужно начинать работу театрального педагога. Вырастить таких руководителей школьных театральных коллективов, создать условия для их формирования – первая задача дня. Проводил ли кто статистические исследования, как часто сами педагоги ходят в театры, на выставки, в музеи? Могут ли они объяснить, чем один спектакль отличается от другого? И педагогических навыков, и профессиональных недостаточно, если театральный педагог не будет обладать главным: культурным багажом, который позволит ему понимать и чувствовать театр. Кроме повышения квалификации педагогического и профессионального образования нужны секции по театральной педагогике в рамках всевозможных образовательных форумов, пространство для взаимного общения, конкурсы лучших практик. И, конечно, нужна система личностного формирования подобных педагогов. Клубы, сообщества, объединения, творческие союзы – форма единого пространства общения может быть самой разной, но цель одна: развитие культурного уровня самих педагогов.

«Без театра нельзя», — писал А.П. Чехов, но эти слова могут остаться красивым слоганом, если мы сегодня не создадим условия для формирования педагогов, которые введут детей в волшебный мир театра.

Марина Меркулова
Кандидат филологических наук

Опубликовано в сетевом издании «Учительская газета», 17 января 2024 г.
https://ug.ru/zachem-shkole-teatr-kak-obuchat-pedagogov-shkolnyh-teatralnyh-studij/

В статье использованы фотографии из «Театрального альбома Марины Меркуловой»
(г. Пятигорск, школа № 1, ученики 4 – 6 классов, учитель русского языка и литературы, классный руководитель Меркулова М.Г., 1986 – 1988 гг.)