Время исповедоваться
(Владимирский академический театр драмы)

Живёт на свете человек. Долго живет – 78 лет, слава Богу. И все у него есть – талант, здоровье, слава. Мировой тенор! Что там ваши Каррерас и Доминго, Владислав Пьявко самый знаменитый в мире исполнитель сложнейшей арии Гульельмо Ратклиффа.


 
И вдруг этот самый Народный артист СССР, солист Большого театра садится в «Ласточку» и решает отправиться в город Владимир, чтобы со сцены Владимирской драмы рассказать всему миру обо всём, что много лет копится на сердце. Исповедоваться публично.

Про первую женщину, с которой встретился в 15 лет. Она родила ему сына, а он её предал. Про двух великих примадонн, Галину Вишневскую и Ирину Архипову, которые никак не могли поделить молодого тенора. Про брак с Ириной Архиповой, которая была его старше на 16 лет. Про то, как не виделись месяцами (она гастролях в Англии, он в Италии…) и встречались случайно в аэропортах. Про свои измены и внебрачных детей.


 
Вы спросите, зачем? В антракте спектакля «Исповедь тенора» мы задали этот вопрос зрителям, мол, «Пусть говорят» нам и на телеэкране хватает – зачем же это еще на сцену выносить? Но зрители были непреклонны: интересно, трогает, впервые такое – известный человек играет самого себя. Все по-настоящему. Выворачивает душу наизнанку, воет от горя, чтобы каждый в зале задумался о себе – а ты готов признать ошибки? А у тебя есть «скелеты в шкафах»? А тебе по силам всё рассказать открыто и стать мишенью осуждений? А ты не растерял к своим 50 (60? 70? 80?) годам жажду к жизни?

Спектакль-событие во Владимире сочинил режиссёр Александр Мягченков. В 2019 году для Александра начался новый этап жизни. Ровно 30 лет назад, в 1989-ом молодой актер театра им. Пушкина, гитисовец, ученик Иосифа Раевского, Павла Хомского, Владимира Андреева после 14 лет работы в театре ушел на телевидение. Стал известным телеведущим, автором программ, лучшим интервьюером по мнению жюри многих телевизионных премий и фестивалей. Казалось, театр остался в прошлой жизни? Но нет. Театр — это «всегда навсегда». Много лет Александр создавал программы про театр на телевидении, стал художественным руководителем нового сетевого издания «АRTИСТ — мобильный театральный телеканал», и в сентябре 2019 неожиданно вернулся в театр в качестве режиссера-постановщика. Дебют этот — не совсем дебют, в своей актерской жизни Александр уже пробовал себя и в режиссуре, но такой полномасштабный исповедальный громкий спектакль для него — впервые.

«Исповедь тенора» — театральный драматический дебют и для композитора спектакля Алексея Гарнизова. Имя Алексея громко звучит последние лет 30 в шоу бизнесе, Гарнизов — уникальный мелодист, автор хитов «Казанова», «С днем рождения», он — режиссер-постановщик эстрадных шоу на сцене концертного зала «Россия», помните легендарные концерты Валерия Леонтьева «Фотограф сновидений» и «По дороге в Голливуд» — Алексей как раз и режиссер этих программ. Он также автор музыки в кино, продюсер фестивалей «Зеркало», «Маэстро», сегодня работает с театром Аллы Духовой. Но работа в драматическом спектакле и для такого титулованного признанного мастера, как Алексей Гарнизов, это дебют.

Когда Александр Мягченков искал композитора на «Исповедь тенора», сомнений и раздумий в выборе не было. Только Алексей Гарнизов, его музыка — пронзительная, щемящая, а порой — и бьющая наотмашь своей беспощадностью. Может, и в этом тоже успех спектакля. Признанные мэтры — Пьявко, Мягченков, Гарнизов — как студийцы искали, придумывали, горели, фантазировали… А в результате — полный зал Владимирской драмы, зрители из Москвы, слёзы и хлюпающие носы, двадцать минут шквальных аплодисментов в финале…

Это уникальный эксперимент, а по сути новый жанр – автобиографическая драма, где главный герой играет самого себя. Реальная действительность по законам сцены. Художественное пространство вдруг поднимает обычную жизнь до высот притчи… Фантасмагорическая история с призраками души, раздвоением личности заканчивается открытым финалом. Владислав Пьявко высказался и освободился. Мы признали его право на любовь, ведь именно благодаря любви всю жизнь существует его музыка. И ушли домой, чтобы читать биографии известных людей и думать про себя самих.

У каждого впереди еще есть свой запас вечности – с каким багажом придем к финалу, что принесём, в чем будем каяться? Не поздно ли будет?


 
Марина Меркулова, главный редактор www.artistchannel.ru