20 — 28 ноября / 2018

«СО ВТОРНИКА ДО СРЕДЫ…» — выпуск #5
Итоги театральной недели 20 — 28 ноября 2018

20 ноября

В КАКОЙ ЭЛЕКТРИЧКЕ ЕДЕТ ГОША? 90 лет — Алексею Баталову. Помню: 1979 год, вышла на экраны «Москва слезам не верит», в «Советском экране» опубликовали статью «В какой электричке едет Гоша». Герой Баталова — был тот самый принц, которого все ждали. Хотя сам Баталов роль не любил, говорил, что женщин обманули: под маской интеллигента подсунули алкоголика. Наш публикация в FB к этой дате набрала 543 «лайка», 126 репостов, общий охват более 8 000 за неделю, а самый трогательный комментарий от читательницы Эллы Крейман: «Есть актеры, а есть Баталов».

21 ноября

НОВЫЙ ГЛАВНЫЙ. В Иркутской драме им. Охлопкова новый главный режиссер. Уехавшего в Москву Геннадия Шапошникова сменил Станислав Мальцев. Нового главного ждали два с лишним года. Станислав Мальцев, актер и режиссер, сам из Владивостока, 12 лет был главным режиссером драматического театра Тихоокеанского флота, в Иркутске себя уже попробовал, поставил весной у охлопковцев «Царя Федора Иоанновича». Девиз режиссера: «Вперед через прошлое», Мальцев обещает академическому театру прививку авантюризма и открытие экспериментальной режиссерской мастерской.

22 ноября

КОГДА СБЫВАЮТСЯ МЕЧТЫ. Премьера на Симоновской сцене театра им. Евг. Вахтангова. «Брюсов переулок», постановка Андрея Максимова по прозе и стихам Валерия Брюсова. В главной женской роли – Ольга Тумайкина, художник – Максим Обрезков, композитор – Фаустас Латенас. Тяжелая артиллерия театра в действии. Спектакль про то, как люди веселятся, поют, обсуждают газетные сплетни, а над ними черной шинелью маячит завеса грядущей катастрофы, ибо на дворе – 1913 год… Когда-то самой заветной мечтой Андрея Максимова было желание подойти к театру и увидеть на афише свое имя. Сегодня Андрей Маркович — популярный драматург и режиссер, поставил более 20 спектаклей, только в театре им. Вахтангова идут две его постановки.

23 ноября

ЖЕЛЕЗНАЯ ЖЕНЩИНА. В РГБИ на Большой Дмитровке открылась выставка «Шедевры московской сцены. «Васса Железнова» М. Горького». Горький написал «Вассу» сначала как пьесу о женщине и матери, и только второй вариант был социальным, с конфликтом нового мира и старого. Серафима Бирман захотела поставить и сыграть Вассу, и Горький именно для нее делал второй социальный вариант. На выставке в Библиотеке по искусству – уникальные книги и журналы из фондов, фотографии. Вот Васса в исполнении маститой Веры Пашенной, рядом с ней юная Катя Еланская. Вот худенькая и странная Лиза Никищихина из знаменитой «васильевской» Вассы – первого варианта. А вот из свежего, Васса Валентины Талызиной. В черных беспросветных декорациях Виктории Севрюковой. Валентина Талызина хотела сыграть Вассу и сама долго просила об этой роли директора театра – однажды она рассказала об этом в программе «Многоточие с Александром Мягченковым», программа имела большой резонанс https://www.youtube.com/watch?v=VKEe2A3imvE А в результате – новый спектакль в репертуаре театра им. Моссовета. Выставка же открыта до 10 декабря.

24 ноября

ИГРАТЬ ВСЕГДА! «Питер Пэн» — двухсотый спектакль в театре им. Вахтангова. Про мальчика, который не хотел взрослеть, а потому всегда играл. Идею постановки предложил Римас Туминас, поставил Александр Коручеков, а играют спектакль всегда студенты Щуки. Каждый год – новый выпускной курс. И в этом залог успеха: как и Питер Пэн этот спектакль никогда не постареет.

10 000! В этот же день в жизни Медиа-проекта АRTИСТ произошло СОБЫТИЕ. Нас в соцсети facebook стало 10 000.
Для сравнения:
Страница Минкульта России — 7261,
Театр на Малой Бронной — 2813,
БДТ — 14020,
журнал «Театр» — 7289,
ОТР (Общественного телевидения России) — 9816.

25 ноября

ПИШИТЕ, ШУРА, ПИШИТЕ. В Новосибирском «Глобусе» начались волнения. Власти региона собрались уволить директора театра и прислать на его место некого чужого, то есть «своего» человека. Театр определил это как «рейдерский захват» и написал письмо Александру Калягину. Крик театра подхватили в соцсетях и сделали достоянием общества. Калягин сразу же обратился к губернатору области: «Меня удивляет это пренебрежение интересами известного в стране театра. Хороший директор на вес золота везде, думаю, что и в Новосибирской области профессиональных и опытных руководителей тоже немного». Губернатор решение о смене директора уже отменил.

26 ноября

ЛУЧШЕ ВЫ – К НАМ! Представьте себе: актовый зал, 200 человек старшеклассников — и всех их надо увлечь, захватить внимание. А они вертятся и смеются. В Москве стартовал новый городской проект «Театр в школе». Теперь каждая столичная школа может пригласить к себе любой московский театр. А каждый школьник посмотреть настоящий спектакль, не выходя из стен школы. В школу 2054 привезли спектакль «Горе от ума» Московского «Театра на Покровке». Актеры играют спектакль в непривычных условиях и в отсутствии сложных декораций готовы «брать мастерством». В общем, если где-то театр начинается с вешалки, то в Москве театр начинается со школы. Идея – отличная, вопрос – в реализации: какие спектакли, в каком формате показывать, надо ли адаптировать для школьной сцены, готовить школьников?

27 ноября

ВРЕМЯ ЦИФРЫ. Профессиональный стандарт «Цифровой куратор» утвержден в Минюсте. Прорывное решение! Теперь существует новая профессия – Цифровой куратор (Консультант в области развития цифровой грамотности населения). К 2024 году для желающих обрести инновационную профессию будут открыты 1 000 центров цифровой грамотности в России.
Пока не очень понятно, что конкретно цифровой куратор будет делать, какими навыками должен обладать, но несомненно, что к эпохе искусственного интеллекта мы подходим еще ближе. Внесу- ка я эту информацию в свою лекцию про «Цифровые технологии в театре в эпоху медиа-вызовов»!! ))):::

28 ноября

ГУРУ. Открылась выставка Non-fiction и первое событие: презентация книги «Театр и его двойник» с участием Анатолия Васильева. Редкая возможность увидеть Гуру вживую. Васильев не живет в России с 2006 года, когда его уволили с поста руководителя собственного театра. Александр Галибин рассказывал, что смотрел «Маскарад» Васильева в Комеди Франсез. На французском, с французскими актерами – и с паузами по 15 минут. Зрители не выдерживали, вставали и хлопали сиденьями. И кричали ругательные слова. Но к мировой славе Васильева это ничего не убавило – не прибавило. Его почитают, на его новый спектакль к 100-летию Юрия Любимова «Старик и море» было не попасть, а от выдвижения на Золотую Маску он публично отказался. Говорят, власти несколько раз предлагали ему вернуться и вернуть театр – но он не верит… «Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных больше нет».