Мария Чаднова
(Санкт-Петербург)

Мария Чаднова / Золотой Диплом Конкурса «Время Вампилова».

Об авторе: Мария Чаднова, 25 лет, культуролог, театральный педагог, специалист образовательного проекта для одаренных детей, окончила Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) в 2013 году, факультет философии, бакалавр направления «педагогическое образование».

О конкурсе: С 5 по 29 ноября 2020 г. проходил первый Международный онлайн-фестиваль одной пьесы Александра Вампилова «Старший сын 55». Организаторы проекта – XVIII Международный Театральный фестиваль «Золотой Витязь» и сетевое издание о театре «Медиа-проект АRTИСТ». В течение фестиваля в открытом доступе можно было смотреть 27 режиссерских версий пьесы «Старший сын» из разных театров России и мира, а также участвовать в конкурсе эссе, чтобы ответить на вопрос: «Зачем нужна драматургия Александра Вампилова сегодня?». Всего в адрес фестиваля поступило свыше 100 работ, экспертный совет фестиваля под руководством специалиста по творчеству А.В. Вампилова, кандидата филологических наук, доцента РГГУ и МГПУ, главного редактора сетевого издания о театре «Медиа-проект АRTИСТ» Меркуловой Марины Геннадьевны определил лучшие работы.

ЭССЕ «Время Вампилова»

Оканчивая университет, я писала дипломную работу на тему «Пьесы советских драматургов: особенности постановки на современной учебной сцене». Именно тогда я поняла, насколько мне близка эта тема, насколько она интересна и многогранна.

Период с 1950 –х до 1980-х годов считается наиболее «плодовитым» для советской драматургии, он был ознаменован активным поиском новых форм в литературе и театре.

Среди всего многообразия жанров и стилей, захлестнувших театр с конца 50-х годов двадцатого века, в драматургии этого периода можно отметить явное преобладание жанра социально-психологической пьесы. Несмотря на откровенно будничный, иногда даже бытовой фон самого действия, большинство подобных произведений имели очень глубокий, многослойный этический и философский подтекст. Можно даже отметить, что авторы таких пьес стали продолжателями «чеховских» традиций в драматургии, отображая в обыденном сюжете «вечные», общечеловеческие темы и проблемы. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны как раз для творчества А. Вампилова.

60-е годы двадцатого века и начало 70-х отмечены индивидуальностью Александра Вампилова. За свою недолгую жизнь (1937–1972 гг.) он написал несколько ярких пьес: «Дом окнами в поле», «Прощание в июне», «Старший сын», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» и другие. Хотя большинство своих пьес сам Вампилов называл комедиями, о жанровой их принадлежности существуют противоречивые суждения. Но точнее всего, кажется, пояснение о каждой из пьес А. Вампилова как о «сложном жанровом синтезе, в котором доминирует над всем психологическая драма», дала исследователь М.И. Громова. Драматургия Вампилова прошла путь от критических упреков в «пессимизме» и «мелкотемье» (еще при жизни автора) до «восторженного непонимания» (уже после его смерти).

Пишут, что имя будущему драматургу дали в честь поэта, изменившего отношение к русскому языку – Александра Сергеевича Пушкина. Думаю, что это отразилось на судьбе Александра Вампилова. Поэтом он не стал, но Автором с большой буквы – был.

Его жизнь не была простой и легкой, и это сказалось на его творчестве: в каждом произведении есть насущная проблема или даже волнующий вопрос, который в советские времена не каждый решался поднять. А. Вампилов не писал о В.И. Ленине, коммунизме или социализме. Он через свои пьесы, казалось бы, бытовые, но необычные истории, говорил о другом, не менее важном. В «Старшем сыне», «Провинциальных анекдотах», «Доме окнами в поле» описаны ситуации, которые случаются не так часто, но отзываются почти у каждого в сердце.

В студенческие годы мне довелось сыграть в учебном спектакле по одной из пьес А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом» («Провинциальные анекдоты»). Моя героиня – девушка Фаина, жизнь которой изменилась менее, чем за двадцать минут.

Проживая этот образ, я почувствовала, что автор хотел показать, выводя этого персонажа на сцену. Фаина – единственная, кто защитил главного героя, на которого напали все, хотя он хотел сделать доброе дело. Благодаря отношению одного человека к жизни, у нее изменилось отношение к своему мужу и к жизни в целом. Она увидела, как порой жестокость может сидеть глубоко внутри, а потом внезапно проявиться.

Что же такое «Время Вампилова»? Я думаю, что это не относится к какому-то конкретному отрезку жизни, «время» в данном случае будет длиться, пока проблемы, поднятые в произведениях А.Вампилова, будут актуальны – люди будут читать эти пьесы, осмысливать, видеть себя на страницах книг. Режиссеры будут ставить спектакли, видя каждый что-то свое, раскрывая характер каждого героя по-разному. Именно в этом заключается, на мой взгляд, идея фестиваля – показать зрителям разные прочтения одной пьесы. Идея остается – воплощения меняются. И именно от конкретного воплощения идеи зависит то, что увидит и поймет зритель.

Я читала пьесу и в моей голове возникали одни образы, но посмотрев несколько спектаклей – появились другие, и они не противоречат друг другу, они дополняют и восполняют картинку. Все спектакли не могут нравиться всем, но из каждого мы берем что-то, близкое нам. Для этого и нужны фестивали и постановки, раскрывающие произведения с разных ракурсов.

Зачем нужно читать произведения А. Вампилова и смотреть спектакли по его пьесам сегодня? А. Вампилов в своих пьесах, как и многие авторы того времени, противостоял течениям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал общие интересы; вступал же в конфликт с коллективом только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых чаще всего брались из повседневной жизни, драматург всегда на стороне человека, идущего против тенденций других, восстающего против общепринятого, показывая, таким образом, социальные и психологические, нравственные конфликты общества. Эти тенденции остаются и по сей день. Многие живут в страхе, осуждая других, не пытаясь понять истинные мотивы людей.

В «Старшем сыне» Владимир Бусыгин сначала кажется персонажем неприятным, делающим неправильные вещи, но в конце мы проникаемся к нему, понимаем, почему он делает так, а не иначе, и вместе с Андреем Григорьевичем «принимаем его в свою семью». Таких осознаний не хватает многим людям в современном мире.

А. Вампилов делает трагедии комедиями или же, наоборот, комедии — трагедиями. Главное понимать, что многое не лежит на поверхности, и не стоит оценивать только по тому, что видно на первый взгляд.

Автор – Мария Чаднова, 2020 г.