Данагуль Акылбекова
(Омск)

Данагуль Акылбекова / Золотой Диплом Конкурса «Время Вампилова».

Об авторе: Данагуль Акылбекова, 29 лет, учитель русского языка и литературы, г. Омск.

О конкурсе: С 5 по 29 ноября 2020 г. проходил первый Международный онлайн-фестиваль одной пьесы Александра Вампилова «Старший сын 55». Организаторы проекта – XVIII Международный Театральный фестиваль «Золотой Витязь» и сетевое издание о театре «Медиа-проект АRTИСТ». В течение фестиваля в открытом доступе можно было смотреть 27 режиссерских версий пьесы «Старший сын» из разных театров России и мира, а также участвовать в конкурсе эссе, чтобы ответить на вопрос: «Зачем нужна драматургия Александра Вампилова сегодня?». Всего в адрес фестиваля поступило свыше 100 работ, экспертный совет фестиваля под руководством специалиста по творчеству А.В. Вампилова, кандидата филологических наук, доцента РГГУ и МГПУ, главного редактора сетевого издания о театре «Медиа-проект АRTИСТ» Меркуловой Марины Геннадьевны определил лучшие работы.

ЭССЕ «Время Вампилова» / «Мир А. В. Вампилова»

Быть современником нашего поколения – значит наблюдать, как быстро и с шумом мы катимся в бездну плоского и однобокого мировосприятия. Все, что нас интересует, касается лишь повседневного быта, наша жизнь – день сурка, сон длиною в жизнь, который мы с пристрастием приправляем гаджетами, социальными сетями и всем тем, что не должно, по идее, нас интересовать, но мы с маниакальной привычкой возвращаемся к одному и тому же, тратим бесценное время, отведенное нам природой, на пустое и тщетное времяпровождение. Лишь бы заполнить пространство, не думать, не знать и не стремиться. Нами управляет одичалый эгоцентризм. Решать или тем более разрешать проблемы других – не в нашей компетенции. А правильно ли это? А нужно ли это? Мямлим, стесняясь, оправдываемся.

Пьеса «Старший сын» – одно из прекрасных произведений знаменитого писателя и талантливого драматурга Александра Вампилова, с которым мне представилось познакомиться. Я думаю, что эта пьеса, как бы странно не звучало, о нас с вами, о том, что некоторые из нас скрывают или, просто- напросто, боятся. Казалось бы, ничего удивительного, но слог писателя, его простота при всей сложности поднятых проблем, комичность образов героев, скрывают в себе многогранный мир.

Главный герой – Сарафанов, музыкант, который не смог реализовать себя на музыкальном поприще. Его мечты и устремления в одночасье рушатся, все, что остается – это проводить одинокие вечера в обществе стеклянной подруги и подрабатывать на похоронных церемониях, последнее, как ему кажется, в глазах семьи является низким занятием, поэтому несчастный Сарафанов по – детски стремится сохранить место своего заработка в тайне. Но ведь рано или поздно, тайное становится явным. Почему Сарафанов побоялся сообщить о своей проблеме? Ответ на вопрос очевиден – он, как и мы, боится быть непонятым и непринятым, поэтому ему проще промолчать, страдать, чем раскрыть душу. Знакомо, не правда ли? И самое страшное в этой ситуации – это бояться быть слабым перед близкими для нас людьми. Мы привыкли всегда быть сильными, нас учат этому с детства, не плачь, не кричи, терпи. А кому от этого хорошо? Это нам не объяснили.

Аналогичную схожесть, бросающуюся в глаза, мы можем отметить в дочери Нине и сыне Сарафанова — Васеньке, которые всеми силами стремятся покинуть отчий дом. Дети ни на минуту не задумываются о том, что их отец останется один, главным для них выступает реализация собственных планов: с одной стороны, найти мужа и сбежать от ответственности, с другой стороны, забыть несчастную любовь. И никто из них не решается поговорить с отцом, хотя они прекрасно знают его тайну, которая выступает для них скорее поводом для насмешек, чем трагедией отца, хотя их помыслы прекрасны – сохранить достоинство главы семьи. Поведение детей – плоды эгоизма. Вы уже видите себя в этом кривом зеркале? Согласитесь, наше отражение в нем не вызывает смеха, нет, только лишь роптания и слезы. Вот что такое настоящее искусство! Обнажить то, что является скрытым от посторонних глаз.

Что же касается Владимира Бусыгина, признаюсь, читая первые страницы пьесы, я испытывала двойственное отношение к данному персонажу, но вскоре туман рассеялся, роль Бусыгина мне стала ясна, как белый день, ведь именно он внес гармонию в семью Сарафановых, которой им так давно не хватало, вследствие чего он безапелляционно был оправдан мною.

Таким образом, отвечая на вопрос «нужен ли нам сегодня Вампилов?», я дам однозначный ответ – конечно же, да! Он нужен нам для того, чтобы мы, как бы тривиально это не звучало, стали лучше, человечнее. Александр Вампилов – это наш путеводитель в мир, где можно быть слабым и одновременно сильным, писатель учит нас понимать друг друга, любить, отбросив оковы эгоизма, находить общий язык и, наверное, самое главное – уметь доверять.

Автор – Данагуль Акылбекова, 2020 г.