Георгий Хадеев
(Буденновск, Ставропольский край)

Георгий Хадеев / Гран-при Конкурса «Время Вампилова».

Об авторе: Георгий Хадеев, 15 лет, ученик 10 класса МОУ «Гимназия № 7 г. Буденновска», г. Буденновск, Ставропольского края.

О конкурсе: С 5 по 29 ноября 2020 г. проходил первый Международный онлайн-фестиваль одной пьесы Александра Вампилова «Старший сын 55». Организаторы проекта – XVIII Международный Театральный фестиваль «Золотой Витязь» и сетевое издание о театре «Медиа-проект АRTИСТ». В течение фестиваля в открытом доступе можно было смотреть 27 режиссерских версий пьесы «Старший сын» из разных театров России и мира, а также участвовать в конкурсе эссе, чтобы ответить на вопрос: «Зачем нужна драматургия Александра Вампилова сегодня?». Всего в адрес фестиваля поступило свыше 100 работ, экспертный совет фестиваля под руководством специалиста по творчеству А.В. Вампилова, кандидата филологических наук, доцента РГГУ и МГПУ, главного редактора сетевого издания о театре «Медиа-проект АRTИСТ» Меркуловой Марины Геннадьевны определил лучшие работы.

ЭССЕ «Время Вампилова»

Начать хочу с того, что до момента, когда я прочел в интернете о проведении фестиваля одной пьесы «Старший сын – 55», я не был знаком с творчеством Александра Вампилова. Мне довольно стыдно в этом признаваться, ведь я всегда относил себя к читающим людям, знакомым со множеством литературных произведений. Возможно, причиной этому является мое настороженное отношение к восприятию пьес как обычных художественных произведений. Обычно, когда сталкиваешься с каким-то фильмом или постановкой по мотивам повести или романа, первый порыв — взять в руки книгу и понять, что именно интерпретирует режиссер или сценарист. Здесь же я решил пойти от обратного – сначала просмотреть несколько спектаклей, а потом уже прочесть саму пьесу, чтобы сравнить впечатления.

На сегодняшний день я стал «соучастником» семи постановок «Старшего сына». Не преувеличу, если скажу: порой складывалось впечатление, что актеры проживают на сцене совершенно разные произведения. Кто-то из режиссеров сделал упор на особую атмосферу небольшого, отдаленного района города – предместья. Учитывая, что я сам из маленького городка, обстановка таких спектаклей стала для меня своеобразным продолжением нашей улицы с очень похожими по характеру жильцами и заботами. Часть спектаклей задевали какие-то более глубокие душевные струны, заставляя звенеть от напряжения, несмотря на, безусловно, юмористический характер действа.

Погружаясь в анализ собственных ощущений, я совершенно забыл, что речь идет о произведении, которое отмечает 55-летний юбилей, что подросток Вася почти в четыре раза старше сегодняшнего меня. Мешает ли мне это понять его? Нет! Чувствуется ли более чем полувековое отставание сюжета пьесы от наших дней? И снова – нет! Можно много рассуждать о главной идее произведения, о характере его героев, о тех проблемах, которые поднимает автор. Задумываюсь и ловлю себя на мысли, что совершенно не хочу этого делать. Возникает глубокое внутреннее сопротивление, когда пытаюсь разложить «на атомы» такую одновременно простую и сложную жизненную ситуацию. А что же хочется сделать? Наверное, … я сходил бы к ним в гости. Знаете, вот так запросто, по-соседски, не подыскивая какого-то особенного повода. Вероятно, у меня сложились бы приятельские отношения с Васей, ведь он ближе всех ко мне по возрасту, но не исключаю моей дружбы и с его сестрой. Так сложно говорить о центральной проблеме, когда перед тобой разворачивается маленький кусочек жизни. О чем здесь? Об одиночестве? О любви? О семейных ценностях? Да обо всем этом и еще о множестве других вещей. Расставлять в такой ситуации акценты все равно, что пытаться проанализировать настоящую жизнь отдельно взятой семьи. Со всеми ее радостями и неприятностями, взлетами и падениями, множеством ошибок и таким простым человеческим счастьем. Пьеса обо всем! Пока именно так я охарактеризовал для себя ее наполнение.

Сейчас я вынужден откланяться. Пока не решил определенно, посмотрю еще пару спектаклей или сразу возьму в руки книгу и открою для себя своего собственного Александра Вампилова и его «Старшего сына». Чем станет для меня это произведение? Никогда не знаешь заранее, чему сможешь научиться, над чем посмеяться и какие выводы сделаешь из прочитанного текста…

А вообще, знаете, в средние века люди считали, что весь наш мир есть текст и человек в мире — тоже текст. Текст, который он пишет сам, в течение всей своей жизни. И путь каждого человека как живая вода бежит меж написанных нами строк, пульсирует и бьется в такт историческим и житейским событиям, окружающим нас. И цель каждого — написать этот текст так, чтобы не было стыдно за полученный результат. Надеюсь, что я правильно Вас понял, Александр Валентинович?

Автор – Георгий Хадеев, 2020 г.