«Посвящение» в БДТ им. Г.А. Товстоногова

Для Алисы Фрейндлих и Владимира Спивакова блокада — слово из личной биографии. Ленинградке Алисе Бруновне было шесть, когда началась война. Мы все читали воспоминания актрисы, как бабушка Шарлотта по часам выдавала внукам по крошке хлеба из блокадной нормы. А мама Владимира Теодоровича провела в Ленинграде всю блокаду и была в зале на том самом легендарном концерте, когда исполнялась Ленинградская симфония Шостаковича.

И вот 27 января 2024 в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады Актриса и Дирижер на сцене.

Конечно, переполненный зал. У многих приколоты на костюм оливково-зеленые ленточки, символ жизни и стойкости блокадников. Спиваков играет Камерную симфонию Шостаковича, потом сам берет в руки скрипку, которую выносят для него. Потом уходит за кулисы и возвращается, бережно ведя под руку Алису Бруновну.

Алиса Фрейндлих рассказывает о блокадном детстве. Как вставала на стул, прикладывала ухо к радиоприемнику и ‘дирижировала карандашом, твердо решив, что станет дирижером («Разве ж я знала, что спустя два года родится Владимир Спиваков?!») — в блокадном Ленинграде по радио все время передавали классическую музыку. Как шла в школу в 30-ти градусный мороз через заснеженную площадь перед Исаакиевским собором, плакала, и не от голода, а от завораживающей белой красоты. А слезы замерзали и превращались в бусинки на щеках.

Что сказала ГЛАВНОГО на этом концерте 89-летняя великая Актриса? Слова одного афонского монаха: «Противостоять страданию можно только радостью».

Культура — это радость. Она спасает всегда. Нужно просто знать об этом.

Марина Меркулова,
главный редактор Медиа-проекта АRTИСТ