ТЕАТР города Детства

В юности в моем родном городе не было драматического театра. Я грустила по этому поводу и от отсутствия выбора ходила в Оперетту. В Пятигорске это самое примечательное по красоте архитектуры и самое масштабное здание в городе. Располагается театр у подножья горы Машук.

Архитектор Александр Кузнецов, когда выбирал в 1914 году место для строительства Городского Всесословного клуба, специально использовал склон горы Горячей и подъем к горе Машук. Искусно вписал здание в стиле неоклассицизм с элементами модерна с колоннами, ажурными решетками, витражами, майоликовым панно в естественный природный интерьер.

Пятигорский театр оперетты
Пятигорский театр оперетты

Сегодня сходить в театр в Пятигорске – это всё равно, что отправиться на свидание со всеми достопримечательностями. По пути надо пройти и через музей «Домик Лермонтова», и мимо домов, где останавливались Пушкин, Толстой. Здесь и курортная Лермонтовская галерея, и исторический отель Бристоль, и Ермоловские ванны. Причудливый парк, грот Дианы, Китайскую беседку – это всё увидишь еще до подхода к театру. Остановишься, чтобы перевести дух, всё же подъем крутой!, и невольно подумаешь: редко в каком городе есть такой целый культурный квартал, который венчает Театр. Выше театра – только Академическая галерея с источниками, грот Лермонтова, Эолова Арфа и… небо. И… воздух, про который лермонтовский Печорин говорил, что он чист и свеж, как поцелуй ребенка.

В начале XX века место у подножья горы Машук занимала усадьба известного конезаводчика ногайского князя Султан-Гирея – богатейшего человека, никогда не знавшего, сколько тысяч лошадей находится в его табунах. Князь был страстно влюблен, ради женитьбы сменил веру, но скоропостижно скончался. И уже после его смерти 2 февраля 1914 года эту землю у овдовевшей княгини выкупили члены Пятигорского Городского Всесословного клуба за 35 000 рублей и постановили построить на ней здание «для разумного времяпрепровождения».

Архитектор Александр Кузнецов
Архитектор Александр Кузнецов

Данную задачу поручили члену клуба – архитектору Александру Кузнецову, ученику Федора Шехтеля.

В апреле проект утвердили, 21 мая 1914 торжественно заложили первый камень, а через год завершили строительство – не смотря на начавшуюся летом Первую мировую войну. Открыли здание 17 мая 1915 года.

Что в нем примечательного? Желтый машукский камень – травертин. Известковый туф, он получается в результате отложений карбоната кальция из воды углекислых источников, хотя мы, местные, всегда свято верили, что травертин – это застывшая огненная лава, возникшая благодаря извержению вулкана, когда-то бушевавшего на Кавказе… В мире самое известное здание из травертина – Колизей. В России – Театр в Пятигорске.


Проект здания Пятигорского клуба

Само здание театра – из трех симметричных частей. На фасаде – художественное панно под названием «Атрибуты искусства» из глазурированной керамики. Отлили панно в пятигорской керамической мастерской известного московского живописца Ивана Калмыкова, создателя жанра керамических икон в России. Главный объем здания занимает большой театральный зал с балконом – всего на 1000 мест! Вообще здание поражает обилием всевозможного дорогостоящего декора – например, на портиках красуются две скульптурные группы женщин, играющих на флейтах, бубнах, скрипках… В творчестве архитектора Александра Кузнецова это творение считается лучшим. Оно – образец созданного Кузнецовым нового стиля в архитектуре – «железобетонного модерна».


Пятигорский театр оперетты

Не смотря на первоначальную задумку создать место для собрания членов городского Клуба, с первых же дней здесь стали выступать приезжие театральные труппы – как правило, в духе парижских театров-кабаре. Конечно, пока строили Клуб, вошли в большие долги и в начале 1918 века даже возникла идея продать роскошное здание богатому армянскому сообществу. Однако на дворе стоял уже восемнадцатый год и председатель местного совдепа Георгий Анджиевский в скором порядке национализировал Клуб, превратив его в Народный дом. Отныне в просторном театральном здании начали приниматься судьбоносные решения для народа Терской области. Кипели страсти – от Ворошилова до Буденного, от Кирова до Семашко. Сегодня об этом напоминают лишь названия улиц в Пятигорске – в честь деятелей революции.

В 1939 году в театральном здании открылся Театр Оперетты, а саму труппу перевезли из Грозного. Я не помню тот момент, когда нашу Оперетту переименовали в Ставропольский государственный краевой театр музыкальной комедии.


Ставропольский театр музыкальной комедии

Для нас, местных, своих, осталась навсегда Оперетта – с неизменной «Сильвой», «Летучей мышью», «Фиалкой Монмартра» да «Веселой вдовой». Я помню, как мы брали на прокат костюмы из театра для школьного спектакля. Как я поднималась на эту сцену в своем самом красивом темно-вишневом блестящем платье с розовым пером, которое сшила мне мама в честь окончания института. Меня принимали «в Учителя», был такой праздник посвящения в профессию, и он проходил в театре, как, впрочем, все самые знаковые события в городе.

Я уехала из Пятигорска в 1990-ом. Первые лет десять вспоминать о родном городе было некогда – большая Москва, моя мечта, закружила в ритме другой жизни и эта жизнь мне нравилась. Следующие лет десять к Москве добавился весь мир – я стала много путешествовать, и всё так же ничего в душе не щемило при мысли о Пятигорске. Но странно: последние года четыре я стала мысленно разговаривать с городом детства. Относиться к нему, как к ребенку – всё прощая, всё понимая, мудро и сентиментально.


Вид на Пятигорск и гору Машук

Прошлым летом, приехав в отпуск, я торжественно купила в кассе театра самые лучшие билеты на «Сорочинскую ярмарку» и повела маму, папу и сестру. Всю семью, как когда-то лет тридцать назад. И мы также долго поднимались к подножью горы, пили по пути минеральную воду, подставляли лицо теплому южному ветру, а в антракте спектакля вышли на балкон театра, чтобы посмотреть вниз на город… Я договорилась с самой собой, что не расстроюсь, если сам спектакль окажется «не очень». Но – чудо – «Сорочинская ярмарка» пела и плясала зажигательно и восторженно. По-настоящему. Один из молодых актеров, Дмитрий Патров, до рези в глазах напоминал молодого Вицина – тонким и изящным юмором. Ничего не было чересчур, сверхмеры. Я порадовалась за форму, которую держит театр, и, может быть, впервые подумала о том, что курортному Пятигорску всегда был нужен именно такой театр-праздник.

img_0440_1
Марина Меркулова

Знаю, у театра много текущих проблем. Два сезона назад взяли нового главного режиссера – Александра Прасолова. Молодого, не местного. Полного энтузиазма менять репертуар театра, делать его современным и необычным. Не прошло и сезона, а Александр уже упаковал чемодан. В разговоре со мной прошлым летом директор театра Светлана Калинская сетовала, что при последней реставрации денег хватило только на фасад. Но внутри театра — гримерки, кабинеты – всё разваливается. В самом городе тоже многое разваливается — бездумно текут по горам уникальные минеральные воды, которые никто никак не «соберет» и не сотворит из Пятигорска русский «Баден-Баден»… Это реальная жизнь города, в которой есть стержень — здание редкой красоты. На строительство здания ровно 100 лет назад собирали деньги всем городом. И построили меньше, чем за год. А потом открыли театр, который пережил всякие времена, но не сгорел, подожженный немцами, не закрылся в лихие 90-е, и ни разу не поменял профиль.

2 марта 2017 г.
Марина Меркулова
Главный редактор медиа-проекта АRТИСТ
Главный редактор телеканала Московский образовательный