«Лиса и виноград» — басни Эзопа на сцене Щуки

«Выпей море, Ксанф», «Две сойки, две сойки»… Кажется, мы знаем эти цитаты из истории про Эзопа наизусть. Сразу вспоминается телеспектакль с Калягиным, Табаковым и Полищук…

Был ещё один легендарный спектакль в БДТ. И все. Почему-то пьесу «Лиса и виноград» бразильского драматурга Гильерме Фигейредо не ставят в театрах. Режиссёр Михаил Борисов выбрал этот материал в качестве дипломного спектакля для 4 курса Щуки, своей азербайджанской студии. Перед началом вышел в зал и предупредил: «Если что-то не получится — не судите строго, перед вами ещё студенты. Но имена запоминайте: вдруг потом про кого-то из этих ребят скажете: «А я видел его первые шаги!» Мы купили программку и действительно заглянули в имена — а вдруг из Вусала Мехралиева выйдет новый Фрунзик Мкртчян или Нодар Мгалоблишвили?!

А если серьёзно, то весь спектакль думаешь только об одном: куда это потом исчезает из жизни профессионального Актера? Эта лёгкость, кураж, полет, это органика, ощущение ансамбля, это проработанность, понимание каждого слова и шага? В дипломных спектаклях нет, как правило, особых декораций, специальной музыки, дорогих костюмов. Их ставят для того, чтобы открыть актёру — его самого. Научить слышать и понимать свой талант. Режиссёр — педагог: это ДРУГОЙ режиссёр. Для него актёр — на первом месте. И уже потом, после окончания вуза, актёр приходит в профессиональный театр, и попадает в руки Режиссера Режиссерыча. Для которого возможность самовыразиться — важнее всего. Я утрирую, конечно, но сегодня на театре царит режиссёрский театр, не актёрский, ведь так?!

Щукинское училище сегодня, как в старые добрые времена, готовит актёров для республик. В 2020 выпускается бурятская студия и азербайджанская. 15 азербайджанских ребят, которых направила страна, и которые должны по окончании вернуться в Баку.

Представляю: в Баку есть Русский драматический театр им. Самеда Вургуна. Эти 15 юных горящих хорошо обученных парней и девушек могут стать Молодежной студией. Бакинским «Современником». Азербайджанской «Таганкой». Я фантазирую!! Я не знаю, как это сделать. Но я знаю, что это сокровище, которое нельзя разбросать по разным театрам. Нельзя допустить, чтобы молодые актёры потерялись, растворились в массе и сели на скамейку запасных, чтобы годами ждать ролей. Школа режиссера-педагога, руководителя курса Михаила Борисова, его методики — это формирование уникальных синтетических актёров, которые могут играть комедии и трагедии, подниматься над бытом, быть пластичными. Вахтанговская школа!

Год назад во время Пятой Бакинской Международной конференции мы с Михаилом Борисовичем сидели в кабинете Министра культуры Азербайджана Абульфаса Гараева и я помню, как наш режиссер горячо высказывал эту идею — создание в Баку нового молодёжного театра-студии на базе этого курса ребят. И как Министр увлеченно слушал. Благодаря Министерству культуры Азербайджана этим летом ребята съездили в Баку и уже показали там свои работы. Но вопрос с театром не решён. Михаил Борисович очень надеется на приезд в Щукинское училище Лейлы Алиевой, которая любит театр и много делает для поддержки театра в своей стране. Этот проект реально нужен двум странам: Баку получило бы готовый Театр, способный внести в культурную жизнь страны новое дыхание, а Москва продвигала бы мягкой силой русскую культуру, русский язык, великую русскую литературу. Случится ли это проект? Время покажет. А пока мы, зрители, ждём в конце сезона новый дипломный спектакль — азербайджанские студенты репетируют романтическую повесть Александра Грина «Алые паруса». Чтобы мы снова сидели как заворожённые три часа и попадали в Мир настоящего театра.

Марина Меркулова
главный редактор www.artistchannel.ru