Когда пробьют часы

Чтобы пойти на этот спектакль, есть как минимум одна причина. Ну где вы увидите вместе на одной сцене всех моссоветовских «стариков»: Ольгу Остроумову, Евгения Стеблова, Анатолия Васильева, Александра Голобородько, Леонида Фомина?! Конечно, они никакие не старики, а золотой фонд, мэтры. В афише Театра им. Моссовета появился спектакль, название которого будоражит театральную память. «Соло для часов с боем».

Ровно 50 лет назад, в 1973, этим спектаклем Олег Ефремов и Анатолий Васильев «завоевали» доверие мхатовских стариков. На поклоны Андровскую, Грибова, Яншина, Станицына, Прудкина вызывали до 28 раз. К счастью, мы можем это все тоже увидеть, то «Соло» в 1974 сняли для телевидения, в Ютубе у телеверсии почти 50 000 просмотров.

Режиссёр моссоветовского «Соло» Павел Пархоменко – молод, ему чуть больше 30, и он не боится сравнения с авторитетами. Вырос в Казани, в 2014 окончил курс Олега Кудряшова в ГИТИСе. Наверное, он мог бы быть одним из героев пьесы – внуком старого лифтера, который каждую пятницу собирает у себя в квартирке друзей молодости, ныне – обитателей дома престарелых. Сюжет незамысловат: для стариков эти пятницы – последний шанс почувствовать себя живыми и нужными друг другу. Они дурачатся, устраивают причуды. Для молодого человека и его девушки – это возможность понять что-то новое про жизнь, ведь юность расточительна, небережлива. Кажется, все еще успеешь… Но тут выходят на сцену старики – и ты невольно представляешь себя в этом возрасте. Здорово, что они – не жалкие. Не обиженные. Не утратившие ни достоинства, ни человеческой пронзительности. Красивые. Царственные. Блестящее платье пани Конти (Ольга Остроумова) с соболями на шее. Отглаженные костюмы и фраки мужчин. Нам до таких «стариков» расти и расти. Удивительное ощущение от спектакля – словно прозвучал гимн уходящей жизни, которая опускает свой занавес триумфально и счастливо. Кажется, что ты должен выходить из зала печальным, ведь годы идут, и этот ход никому не дано остановить или замедлить. Но герои спектакля полны оптимизма и уверенности в том, что и последний период жизни каждый имеет право прожить радостно.

Мне запомнилась сцена, когда все «старики» пускаются в пляс, и только лифтер Евгения Стеблова стоит на месте. И тогда пани Конти ерошит ему волосы. И я подумала: «Даже если у тебя нет возможности танцевать, взъерошь волосы, на это у тебя всегда должно хватить сил».

Марина Меркулова,
главный редактор сетевого издания «Медиа-проект АRTИСТ»