В поисках потерянного следа

«Не страшно падать, страшно после падения повернуть назад»
Эймунтас Някрошюс

В поисках потерянного следа

Название «Клайпеда» переводится как город «потерянного следа». Что мы искали в Клайпеде, приехав сюда впервые? Литовский театр. Ведь театр Туминаса, Някрошюса, Карбаускиса, Хелманиса, Зайкаускиса для нас давно над«литовский», он из тех сфер, что «весь мир – театр». Но в самой Литве с ее языческими символами, крестьянским укладом, многонациональными корнями и невероятной метафоричностью есть, вероятно, еще какой-то другой театр?!

Литовская витрина

Литовская витрина



Литовская витрина – первая часть III Международного театрального фестиваля «TheATRIUM», что проходит в Клайпедском театре драмы. На мой вопрос – в чем главная задача проекта – организаторы отвечают так: децентрализация. Ведь вся фестивальная жизнь сосредоточена в столице, в Вильнюсе. А из Вильнюса до Клайпеды – 4 часа на поезде, чуть меньше на машине. Через всю страну. В какой-то момент возникла идея создать новый фестиваль для западной части Литвы и соседних стран. У фестиваля «TheATRIUM» – молодая команда и озорной дух. Взять, хотя бы к примеру, визуальный образ, айдентику.  Вот эта розовая дама, что украшает все афиши и похожа на Венеру Милосскую, на самом деле – Аполлон. Точнее, «Аполлоша». Ее разрывают и раздирают звуки нового цифрового мира. Классика и современность. Конфликт вечного и нового.

Кстати, и сам театр драмы в Клайпеде – невероятное сочетание истории и дня сегодняшнего. Здание построено в 1775 году, но именно театром стало в 1935 – в Клайпеду из Шауляя перевели театральную труппу. В 1939 литовскую Клайпеду оккупировали немцы и вернули городу прежнее название Мемель. Когда сегодня по Театральной площади мимо театра проходят экскурсии, гостям непременно показывают театральный балкон – с него фюрер в 1939 произносил речь, обращенную к горожанам. Здание театра было одним из самым помпезных в городе, располагалось в центре, выбор неудивительный. Что делать с этим историческим фактом – непонятно. Снести балкон и «зарыть» факт в землю?

А земля Клайпеды – песчаная, рядом на Куршской косе мигрируют дюны, вот и здание театра недавно закрывалось на многолетнюю реконструкцию. Оказалось, что под новой пристройкой ползет почва. Ремонт принес театру прежний исторический терракотовый цвет, сегодня здесь все сверкает новизной. И удивляет уникальной архитектурой – старое здание как бы одели с одной стороны в новое. Внутри вверху открытый стеклянный потолок: солнечный свет заливает фойе. Получается настоящий древнегреческий Атриум. Потому и фестиваль так назвали. «TheATRIUM». Длится он две недели с одним перерывом. Неделя в мае – для литовских театров. Неделя в июне – международная программа. Всего 21 спектакль из 8 стран.

Клайпедская драма

Шоукейс литовских театров – это широкий и полноценный взгляд на то, чем живет литовский театр сегодня. Из 15 спектаклей отметим, в первую очередь, работу собственно Клайпедской драмы. «Сукины дети» — спектакль Эймунтаса Някрошюса. Литовский писатель Саулюс Шальтянис (мы его знаем по знаменитому спектаклю «Брысь, костлявая, брысь!» 1978 года в театре им. Станиславского режиссера Бориса Морозова) написал пьесу по мотивам своего романа, название в английском переводе звучит как «Sons of a bitch», дети собаки, сукины сыны. Действие происходит в 18 веке, в юго-западной части той Литвы, что была Пруссией. Легенды, суеверия, колдовство. Белая собака, которая всегда приходит за каждым человеком, чтобы перевести его в один из миров. В рай или ад? Спектакль, который поставил Някрошюс здесь, в Клайпедской драме, о корнях литовской нации, о ее архаической глубине и метафизической силе. У Някрошюса был большой план относительно работы с этим театром, обсуждался «Дон-Кихот»… И потому так важна и так интересна одна из его самых последних работ – в русскоязычном интернете нет ни одного упоминания об этом спектакле! Осенью 2019 «Сукины дети» приедут на 2 дня в Москву – 15 и 16 октября спектакль сыграют в театре им. Маяковского.

Някрошюс

Вообще после трагического, ошеломляющего внезапностью, ухода из жизни Эймунтаса Някрошюса родилось много вопросов — что будет с его театром «Мeno Fortas»? Здания ведь не было. Были уникальные постановки с командой разных актеров. Кто их будет теперь собирать, удерживать? Преемника — лидера пока нет, наверное, слишком ранняя рана. Но он нужен. Говорят, у Эймунтаса были талантливые молодые ученики — студенты. Может, кто-то из них? Сегодня интерес к театру «Мeno Fortas» — еще более сильный, чем при жизни Някрошюса. «Даже обидно, — сказал кто-то из актеров, — что при жизни так не ценили…»

Сам «Мeno Fortas» привез на Клайпедский театральный фестиваль «Книгу Иова». Спектакль — про библейского Иова. Бог и дьявол поспорили: хватит ли у человека веры, если Бог лишит его своей милости, а дьявол будет творить с ним страшные испытания. Иов выстаивает, веруя, что любая потеря и любое испытание от Бога. Бог дал — Бог взял. В роли Иова — Ремигиюс Вилкайтис. Четыре года назад актер был министром культуры Литвы, но вернулся на подмостки (в Литве последние 20 лет это какая-то частая история, когда актеры, режиссеры, композиторы становятся вдруг чиновниками, а потом возвращаются в творчество))::

Еще из интересного: письменный стол, что символизирует в спектакле и дом, и саму жизнь — настоящий. Някрошюс говорил сценографу, что хочет такой же, как у него дома стоит. Не нашли. Взяли реальный — из дома Мастера. Мистика: словно этот стол заранее всё знал и решил «уйти в спектакль»…

Комическая опера

Каждый фестивальный день, каждая постановка убеждали – литовский театр в поиске, он идет вперед. В этом году на Венецианской биеннале Золотого льва взяла Литва – за оперный перформанс «Солнце и море», где на золотистом песке певцы в купальных костюмах исполняют комическую оперу. Согласиться с выбором жюри на расстоянии трудно, но увидев в программе Клайпедского фестиваля комическую оперу «Альфа» в исполнении труппы «Оперомания», первопроходцев этого жанра в Литве, все стало понятно. Это свежо, стильно, весело. Грандиозные голоса и цирковая пластика. Декорации реальной бывшей табачной фабрики, которая сегодня служит в Клайпеде сценой для культурных проектов, добавляли нужного контраста.

Русский роман

Спектакль же закрытия фестиваля с первой секунды заставил меня тереть глаза. Показалось? Актриса на сцене кого-то напоминала. Гретхен Джордах?! Практически не изменившаяся – но ведь прошло 36 лет?!

Русский театр драмы Литвы привез «Русский роман» Оскараса Коршуноваса. В Вильнюсе на этот спектакль не попасть! Билеты проданы до осени. В зале Клайпедской драмы – весь город. Нарядные, красивые, в вечерних платьях. Событие! И для города, и для фестиваля. «TheATRIUM» — фестиваль молодой, ему всего три года. И когда в финальный день показывают полотно одного из главных театров страны и еще в постановке режиссера Коршуноваса, который только в прошлом году был в официальной программе Авиньона (со спектаклем «Тартюф») – поднимает уровень фестиваля.

«Русский роман» — об измученной любви Софьи Андреевны Толстой к своему гениальному мужу Льву Николаевичу. В Москве по этой пьесе Марюса Ивашкявичюса идет спектакль в Маяковке в постановке Миндаугаса Карбаускиса – в 2017 году он получил три Золотых Маски, за спектакль, за лучшую женскую роль, и за работу драматурга. Спектакль Коршуноваса свежий, премьера в сентябре 2018. И главную роль играет Неле Савиченко. Та самая Гретхен Джордах из культового фильма моего поколения «Богач, бедняк…» Фильм, кстати, молодые не знают, я приставала с этим вопросам к литовцам после спектакля. Это культурный код другой эпохи!

Гретхен. Первая роль молодой актрисы. Тогда в 1982 она была нашим кумиром – но с наступлением 90-хх совершенно пропала для нас. Оказалось, что Неле Савиченко с 1980 года была актрисой Клайпедской драмы, ученицей Повиласа Гайдиса, многолетнего руководителя театра. У нее – все, какие только возможно, театральные награды, и Золотой Крест, и Госпремия Литвы. В 2011 случилась трагедия: Неле вместе с мужем, актером тоже Клайпедской драмы, Валентинасом Климасом, на велосипедах прогуливались по берегу моря. Мужу вдруг стало плохо, спасти не смогли. Неле уехала из Клайпеды, и начала работать на проектах Оскараса Коршуноваса, и сегодня она приглашенная актриса в Русском театре драмы Литвы. Но Клайпедская драма – дом. В который Неле на этот вечер вернулась. А мы — вернулись в нашу память. И порадовались, что Неле Савиченко выросла в такую большую актрису, которой под силу сыграть и судьбу и трагедию.

Вампилов в Клайпеде

О судьбе. Знаете ли вы, что сценическая судьба  русского драматурга Александра Вампилова в 1966 году решилась здесь в Клайпеде? Его первые пьесы «Прощание в июне» и «Старший сын» никто не брал, не хотел ставить. Первым решился режиссер Вадим Допкюнас — он принес «Прощание в июне» художественному руководителю театра Повиласу Гайдису и услышал «да». В один из вечеров фестиваля мы сидели с Повиласом, и он вспоминал костюмы этого спектакля, какие-то стильные свитера, в которые были одеты герои Вампилова… А потом в комнату вошла Юрате Янкаускайте-Стонкене. Таня из «Прощания в июне». И мы стали листать старую газету «Советская Клайпеда», с фотографией приезжавшего на премьеру Вампилова…

Литва в мировой культуре

Я часто вспоминаю, как Римас Туминас после премьеры «Царь Эдипа» в Греции дарил всем нам «куриных богов», камешки, собранные на берегу моря древнего Эпидавра, с дырочками в боку. Древние язычники верили, что такой оберег принесет исполнение желаний и убережет от злых духов… В Клайпеде мы бродили по вязкому, отливающему янтарем песку Куршской косы и все больше погружались в мир литовского театра. Някрошюс как-то сказал, что учился режиссуре у Андрея Гончарова так, как в детстве учился мастерить табуретку. Литовский театр – на самом деле очень простой, понятный, при этом весь – ввысь, в небо. Каждая метафора вырастает из обыденных вещей, из быта, который окружает тебя каждую минуту. Нет формы ради формы, нет наигранной придуманности, эпатажа. Через простые вещи проступает вселенская суть. Метафорический театр с человеческим лицом. Фестиваль «TheATRIUM» показал лучшее, что есть в стране. От Някрошюса до Коршуноваса, от Йонаса Вауткуса до молодых, новых и ярких имен. После этого фестиваля реально понимаешь, почему так много знаменитых литовских имен в мировой культуре. От Чюрлёниса и Греймаса до Туминаса и Гинкаса. Песчано-янтарная почва — благодатная почва.

Марина Меркулова
Главный редактор сетевого издания о театре «АRTИСТ – Мобильный Театральный Телеканал» www.artistchannel.ru

В статье использованы фотографии Инны Меркуловой и Альгирдаса Кубайтиса.