Всему свое время, или как в «Современнике» отметили 90-летие Галины Волчек

Станиславский писал: «Время – прекрасный художник. Оно не только очищает, но умеет поэтизировать воспоминания». Поэтическую историю про жизнь и судьбу Галины Волчек представили в «Современнике». В программке – в основном, незнакомые имена. Молодые ребята.

Для них что Константин Сергеевич, что Галина Борисовна – легенды из прошлого века. Памятники, с которых нужно стряхивать пыль, желательно весело и с азартом. Жанр спектакля «Галя. Волшебная история» — сказка, наполненная метафорами и аллегориями. Премьеру сыграли на «зал для своих» — 19 декабря, в день 90-летия Галины Волчек. «Своих» угощали шампанским, дарили новогодние подарки, но «свои» премьеру «разнесли» — каждый же знал и помнил Галину Борисовну, и каждый возмущенно сказал: «Это было не так. Она была не такая. И все они были не такие». Однако наутро спектакль «стал» в репертуар, и на него скоро пойдет обычный зритель, чтобы увидеть историю про первую женщину-машиниста в Стране холодных ветров.

Театр для авторов спектакля – поезд. Сначала это тарантайка, на которую с азартом впрыгивают молодые бунтари против закостенелости театра Галчонок, Квашонок, Лиля, Панк, мурлычащий голосом Матроскина Кот, Умник. У тарантайки звучное имя «СВОЕВРЕМЕННИК», а машинист тарантайки – импозантный Шеф, которых всех называет «лапулями». На ласковое слово «западает» даже злая фея Фурца. Она переманивает Шефа пересесть в другой поезд, великий и могучий, над которым кружит огромная картонная чайка. «Своевременник» остается без лидера и выбирает нового машиниста, девочку Галю. Впереди 47 лет крутых маршрутов, потому что в Стране холодных ветров оставаться верным времени всегда было непросто. Сквозь сгущавшийся туман часто удавалось пробираться, пока туман не начал забирать их всех по одному. 1992 – Евгений Евстигнеев. 2000 – Олег Ефремов. 2012 – Игорь Кваша. 2013 – Лилия Толмачева. 2018 – Олег Табаков. 2019 – Галина Волчек.

Узнает ли новый зритель «Современника» все эти имена за лицами современных актеров? Увидит ли в молодой актрисе Анастасии Мишиной отчаянную и смелую Галину Волчек? Оценит ли мультяшное оформление с бумажными облаками, эскимо на палочке и скафандром космонавта? Поймет ли трагическую историю главного театра оттепельных 1960-х? Почувствует ли стучащую в висках боль за сегодняшнюю судьбу театра без машиниста? Не испугается утрированности, схематичности, подмены исторических персонажей странными эльфами, плаксами и ведьмами?

Уверена: Да – почувствует. Нет – не испугается. Конечно, не зная истории театра, что-то упустит, переспросит, о чем-то просто с удивлением догадается, но все равно выйдет из зала с открытием. Нужно, нужно повторять вновь и вновь, что «Современник» стал современником своему времени, потому что был – СВОЕВРЕМЕННЫМ. Потому что Галина Волчек обладала редким даром – слышать свое время. И сегодняшний «Современник» образца 2023 года решает задачи СВОЕГО времени. Одна из них – память. Как удержать в руках ускользающую историю и передать другому поколению? Трудная и важная задача. Очень не хватает в этой сказке документального начала – видео живых Ефремова, Волчек, Толмачевой, Кваши, Евстигнеева, Табакова, их глаз и голосов!! Где те, кто пришел следом — Даль, Казаков, Иванова, Дорошина, Гафт, Неелова, Яковлева?! Немного восполняет дефицит документальности выставка в фойе фотографий Галины Волчек разных лет. Иван Стебунов, играющий Олега Ефремова, сказал в интервью, что актеры очень боялись пародии, потому не прибегали к «похожести». Слышала уже после финала, в гардеробе, комментарии разных людей о том, что они не были в «Современнике» с 2019, боялись приходить в театр, который после ухода Галины Борисовны начал превращаться в миф… Именно Галина Борисовна сделала здание бывшего кинотеатра на Чистых прудах настоящим чистым островом, который никогда никого не обманывал. А теперь ушла эпоха, ушла легенда, ничего не осталось.

Осталось. Прежде всего – поколение тех, кому от 20 до 40. Которые чуть-чуть застали Галину Борисовну. Которые пришли позже. Которые хотят стать своевременными своему времени. Которые после каждого спектакля приносят цветы к портрету Волчек, который стоит за кулисами.

Новой дороги их поезду. Присмотримся к режиссеру сказки длиною в жизнь Ивану Комарову: 30 лет, «щукинец», возглавлял Нижегородский театр «Комедiя», в «Современнике» это уже пятый его спектакль.

Для зрителей волшебная сказка про Галю будет называться «Дальше – сами». «Современник» и живет сегодня «сам», без лидера, все решает художественный совет театра. Спектакль — часть большого проекта «Планета Волчек», в который входят две выставки (в фойе и на Чистопрудном бульваре), в планах открытие музея и фестиваль студенческих спектаклей. Хорошо бы еще дополнить этот план тематическими экскурсиями по театру – уверена, это будет пользоваться спросом. Чем больше людей узнает историю театра – тем лучше. И здесь – все пути хороши.

Марина Меркулова,
главный редактор сетевого издания «Медиа-проект АRTИСТ»
www.artistchannel.ru