Времена меняются, но молодые остаются молодыми

«Прощание в июне», Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке, режиссёр Семён Спивак.

Зима в этом году в Питере выдалась морозная и снежная, поэтому Ангелу в Измайловском саду кто-то связал теплую одежду… Проведать Ангела – традиция практически всех зрителей Молодежного театра на Фонтанке.

В самом театре есть Почта Ангела, куда можно положить записку с желанием. Идя «на Вампилова», про ангела вспомнилось неслучайно: у него и отдельная пьеса есть про ангела, и во всех других пьесах у главного героя всегда незримо кто-то стоит за спиной, кто не дает сделать тот самый последний неверный шаг. Так будет и в «Прощании в июне», но обо всем по порядку.

Пятый набор студентов Семена Спивака вышел на профессиональную сцену театра с первой пьесой Александра Вампилова. Из декорации — задник в цветущей сирени. Появляется Коля Колесов, который среди зрительниц зала ищет красивую девушку, ведь он дал обещание прийти на свадьбу друга с первой красавицей города… Зритель активно включается в игру, радостно смеется, тут еще и трамвай на сцену въезжает под звуки летки-енки и сбежавшей электрички… И это все такая преамбула, потому что потом начинается драматическое трехчасовое действие.

Я видела много сценических вариантов «Прощания». Ее почему-то считают ранней, ученической, не включают в триптих знаменитых вампиловских пьес (Старшего сына — Утиной — и Чулимска). А зря. Гений Вампилова в том, что уже в самой первой его пьесе есть ГЛАВНОЕ, про что писал драматург. «Останешься ли ты человек человеком?» — считается, что этот вопрос человек задает себе всю жизнь, в любом возрасте. А Вампилов показал, что именно в юности каждому приходится делать какой-то выбор. Коля Колесов, симпатичный вампиловский «нахал», случайно, в череде обстоятельств попадает в круговорот событий, в него влюбляется дочь ректора, и вот уже ректор предлагает Коле сделать выбор: окончить институт, получить диплом, но напрочь забыть о влюбленной девушке. Банально, не правда ли? К сожалению, эту пьесу часто и ставят как выбор между выгодой и любовью. Помилуйте, какой выбор, сам Коля не влюблен! Приятно, льстит, когда девушка Таня (прямо как Татьяна Ларина) первой объясняется в любви, потому что «душа ждала кого-нибудь». Но Колесов (прямо как наш Онегин!) чувств не испытывает. Кажется, что выбери он диплом — в этом не будет ничего страшного, любовь он не предает, ее просто нет.

Но в том -то и гений Вампилова, что порядочность и эгоизм — две вещи несовместные. Помните у кого-то из классиков: «Нельзя быть счастливым в одиночку»? Не получится. И диплом придется вернуть. И любовь девушки здесь ни при чем, недаром режиссер Спивак убирает финальную вампиловскую сцену, где Коля снова как бы знакомится с Таней и жизнь дает им второй шанс. НЕТ. Дело не в Тане. Важно, что происходит с самим Колесовым.

В программке к спектаклю Семен Спивак пишет: «Времена меняются, но молодые остаются молодыми». «Ярмарка» — первое название пьесы. Жизнь каждого из нас покупает в 20 лет, и от того, какую цену ты сам себе установишь, зависит вся дальнейшая жизнь. Как ты в юности сделаешь выбор — так дальше всё и покатится. Пойдешь раз на компромисс, и уже не удержишься. Устоишь перед искушением, зато потом намного легче будешь стоять на ногах и не прогибаться. Помните у Николая Добронравова: «А юность ушедшая все же бессмертна», — задумывались ли вы, что значит «юность бессмертна»?! Всё, что мы совершили в юности — никогда и никуда не уходит. Не забывается. Всю жизнь с нами. Поэтому так важно правильно пройти по тонкому канату и не упасть — сразу в юности. И сразу попрощаться со страхами, трусостью, неопределенностью. Только не с совестью.

Эту пьесу надо ставить на всех выпускных курсах в театральных вузах — как прививку понятия «порядочность». «Прощание» идет в Москве, в Щукинском. «Прощание» идет во многих театрах России — и уже этой осенью вместе с «Золотым Витязем» мы планируем проводить IV Международный онлайн-фестиваль одной пьесы «Прощание в июне» — соберем все самые лучшие постановки этой пьесы в формате телеверсий. Кстати, у «Прощания» в 2024 юбилей — 60 лет, она написана в 1964. Вампилов не стареет, никуда не уходит, и каждый год к его творчеству интерес все растет.


Марина Меркулова,
главный редактор сетевого издания www.artistchannel.ru