ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ

Начну с притчи – ее рассказал на Общественном совете по культуре Михаил Щепенко. «Учитель водил своих учеников по городу много дней и что-то объяснял. Встретилась им на пути блудница. Улыбнулась: « Мне достаточно одного взгляда, чтобы кто-то из твоих учеников тут же пошел за мной». Учитель покачал головой: «Конечно. Потому что путь за тобой – это путь вниз. Он легкий. А путь за мной – это путь вверх. И он несравнимо труднее».

Про путь в театр как трудный путь вверх – говорили 24 января 2017 г. на заседании рабочей группы Общественного совета при Министерстве культуры.

Юрий Соломин цитировал Островского про то, что «без театра нет нации», и просил не назначать худруков в театры без разговора с профессионалами. Железные реформы по увольнению в один день худруков без объяснения причин и замены их на кандидатуры, вызывающие вопросы – эта болезненная тема была близка многим. К микрофону вырвались актеры старой Таганки, любимовские Алексей Гравве и Татьяна Сидоренко. Просили защиты и помощи: в год столетия Юрия Любимова спектакли Мастера сняты с репертуара (уволено 60 сотрудников, в том числе актеры , некому играть))::

Возникло предложение о создании совета/комиссии по конфликтным ситуациям. Засомневался Владимир Васильев: среди известных худруков, актеров много людей зависимых, каждый будет тянуть одеяло на себя.

Говорили про финансирование. Конечно, оттолкнулись от пресловутых 250 миллионов господдержки театра «Сатирикон». Обсудили идею Леонида Печатникова давать успешных театрам много денег как поощрение, а неуспешных держать на голодном пайке. Каждый, впрочем, понимает, куда такой путь толкает маленькие театры – в рынок, в антрепризу, в аренду – чтобы выжить. Будет ли до искусства? Гедиминас Таранда предложил: создать фонд: успешные театры будут складываться и решать, кому из неуспешных помогать выжить))::

Прозвучали заработные платы. 40 000 рублей в месяц получает в цирке уникальный дрессировщик диких медведей, 4 000 рублей за номер гимнастка под куполом цирка. В театре на Малой Бронной предложили всем актерам перейти на половину ставки, чтобы тем самым как бы повысить (на бумаге!) заработную плату – так рассказала актриса Светлана Первушина. В музеях ровно половину смотрительниц, бабушек, получавших 8 000 рублей, сократили — для повышения общего уровня зарплаты. При этом, радостная новость, финансирование на уровне государства театров малых городов (население до 300 000 человек) уже значительно увеличено.

За Минкульт на совещании отвечал Александр Журавский – хотя, на самом деле, та же литература подчиняется Минсвязи. И телевидение – Минсвязи. А на развитие сельских библиотек заложен бюджет в Министерстве образования. А ведь все это – культура. Кто и где соединит процесс воедино?

Юрий Поляков говорил про реальное отсутствие современных пьес в театрах – и это тоже вопрос для обсуждения: а классическая пьеса поставленная как современный актуальный животрепещущий спектакль – это не пьеса о сегодняшнем дне?! Драматург высказал предложение об учреждении всероссийского семинара завлитов – конечно, нужное. Кто в последний раз и где собирал, обучал, развивал завлитов России Театральной? Кстати, знаете ли вы, что в списке профессий в нашей стране нет профессии «писатель»? Как нет и «режиссер» – резчик алмазов и реквизитор есть, а режиссер – нет.

Почему в списке приоритетных направлений развития России так и нет направления «культура»? Хотя, если взять статистику, в 1991 году в России было 360 государственных театров, сейчас – более 600. Значит, путь идет вверх?!

Марина Меркулова
Главный редактор www.artistchannel.ru