Татьяна Ежова
«Прошлым летом в Чулимске»

Каждый нуждается в сочувствии.
Где взять силы, чтобы вынести эту жизнь? Судьба каждого жителя и гостя Чулимска тяжела и незавидна. Старый солдат, оставшийся после войны инвалидом с покореженной душой, единственной радостью которого стал алкоголь. Одинокая и безответно влюбленная Зинаида. Отчаявшийся следователь, прячущийся в глуши от несправедливости мира и собственной неспособности защитить правду. Обделенный родительской любовью Пашка. Анна, всю жизнь терпящая укоры от любимого мужчины. Незамечающий бесконечные насмешки над собой Мечеткин. Ярким всплеском среди них оказывается Валентина, девушка, с еще такой наивной верой в справедливость, правду и любовь.

В роли главной героини пьесы очень органично смотрится Дарья Вершинина. Благодаря своей вытянутой фигуре она выглядит как выросший, но еще не повзрослевший подросток, а немного несуразные движения, жеманные кивки головой и ребячество подчеркивают ее легкость и молодость. Однако внутри этой наивности прячется стержень сильной личности: мы видим, как она из раза в раз чинит калитку. Почти все герои пренебрегают правилами и ходят прямиком через палисадник, но каждый раз Валентина находит силы поправить ограду. Это упорство – не ребячество, как его воспринимают все остальные, а глубинная вера в лучшее. Первое появление Валентины сопровождается теплым светом и звуком кукушки, это кажется безобидным, если не вспомнить о вопросе, который ей обычно задают: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить осталось?» Что она пророчит молодой девушке? В ходе пьесы героиня переживает радикальные изменения, растет, и если в самом начале это – девушка с косичками в легком платьице, по-детски размахивающая ведром, в конце мы видим повзрослевшую женщину, которая несмотря ни на что сохранила свою внутреннюю стойкость. От флера игры совсем ничего не осталось.

Другие две героини пьесы – Регина Щукина в роли Зинаиды Кашиной и Зоя Буряк в роли Анны Хороших – взрослые женщины. Несмотря на то, что Зинаиде по пьесе 28 лет, она выглядит старше. Регине Щукиной удалось создать образ мечтательной женщины, проницательной, полной сомнений, которая борется за свое счастье, иногда даже преступая моралью, из-за чего вызывает противоречивые чувства. Зина устала от своего статуса любовницы, но надеется на лучшее, отчаянно верит в любовь, несмотря на то, что Шаманов, с которым она вместе уже несколько месяцев, совершенно не видит ее. Она пытается заигрывать с ним, но он закрыт, не готов идти навстречу. Она пытается обнять его, а он тут же вскакивает и пересаживается за другой стол. Зинаида уже была замужем, ей не нужен абы какой мужчина, она отвергает предложение Мечеткина, который смешон своей наигранной важностью. Она видит глубину Шаманова, а он не видит вообще ничего. В сцене, где Кашкина выясняет, что сделал бы Шаманов, если бы она ему изменила, она ведет себя игриво, встает в позы, залезает на стол. Таким поведением она будто закрывает собственные глаза на правду: она понимает, что следователь не любит ее, но не хочет с этим соглашаться. Фраза «Если бы ты мне изменила, я бы убил тебя» – это то, чего добивается Зина. Проявление ревности дает ей хотя бы каплю чувства нужности, отблеск ощущения, что она ему дорога. Шамановское «Ведь глупо требовать от человека того, чего у него просто нет» громом звучит над всем Чулимском.

Третий женский персонаж пьесы – Анна Хороших. Актриса Зоя Буряк – это удивительное попадание в образ, насколько гармонично она выглядит в роли типичной сильной женщины с тяжелой судьбой, которая может и свернуть горы, и убаюкать младенца. Анна канонично переживает тяготы жизни: чувство вины за рождение внебрачного сына, покалеченного войной мужа-алкоголика, сына-хулигана, их вечный разлад. Все она выносит на своих плечах, о всех волнуется по-матерински. В этом и сила ее, и слабость – она не может жестко отказать, прогибается, гонит сына, продает водку Еремееву и Дергачеву, признается Пашке: «я перед ним всю жизнь стелюсь». Вечные сцепки, укоры – у ее мужа, Афанасия, очень тяжелый характер, однако без Анны он бы не справился, хотя и не признает этого. В сцене, когда они с Еремеевым напились и валяются на полу, он до последнего отказывается от ее помощи. Чудовищные отношения между мужем и женой с постоянными ссорами и перебранками, к сожалению, не редкость в действительности, особенно в деревенской жизни.

«Как бы они друг друга не убили» – с одной стороны, и «а что, если это любовь?» – с другой. В такой атмосфере растет сын Хороших, Пашка (Егор Кутенков/Руслан Бальбуциев). Его персонаж в пьесе глубоко трагичен. Его нахальство должно было быть невыносимым и раздражающим, однако он не выглядит последним негодяем: зрителю раскрывается глубина его личности. Дергачев, муж Хороших, не смог простить ей, что она родила сына от другого мужчины, пока тот был на фронте. Личность Пашки – результат взросления в такой семье, где он навсегда остается виновником материнского несчастья, и такой жизни, где мать гонит его прочь, где он – причина бесконечного конфликта. Он противопоставляется другому герою – следователю Шаманову. Одно из первых столкновений происходит, когда следователю еще нет никакого дела до Валентины, он вступается за нее просто так, а Пашка сразу воспринимает его как конкурента. Он постепенно раскрывается и перед зрителем, и перед самим собой, ведь Пашка сам не знает, чего можно от него ждать: он жмет на курок. Шаманов специально злит Пашку, а тот идет у него на поводу, но никто из них не ожидал такого исхода. К счастью, осечка. Эта сцена происходит как будто в замедленном действии, мы слышим оглушающее биение сердца Пашки, всплеск ярости, адреналина. И пронзительную тишину. Напуганный он отступает назад, пятится от самого себя. Кажется, битва за Валентину заходит слишком далеко. Но нужна ли Пашке на самом деле Валентина? Умеет ли он любить? Любил ли его самого кто-нибудь?

Что же Шаманов (Артур Литвинов/Андрей Некрасов)? Этот герой расследовал в городе трагическое событие: молодой парень, чей-то сын, наехал на старушку, которая в итоге погибла. Шаманов вцепился в это дело, отчаянно добиваясь справедливости, но был отправлен в отставку. В итоге, чтобы справиться с поражением, он приезжает в Чулимск и впадает в сонную кому, он разочарован, ничего не видит, ничего не хочет. Шаманов в первой половине спектакля неэмоционален, разве только раздражителен, все время приговаривает, что хочет на пенсию. Он надвигает себе на глаза кепку и не желает ничего видеть. Не замечает даже влюбленную в него Валентину. Впервые он по-настоящему замечает девушку, когда его начинает расспрашивать про нее коллега по телефону, до этого момента она для него – чудачка, ребенок. Во время телефонного разговора он отгоняет ее, как бы отмахиваясь, а ей обидно, она отправляется снова чинить ограду палисадника, еле сдерживая слезы. Валентина так же, как и Зина, видит в Шаманове того человека, которого сам он в себе потерял – честного, справедливого, живого. Она говорит, что он единственный, кто всегда ходит в чайную через калитку. Палисадник – ключевая метафора пьесы, характер каждого из героев открывается через нее. Пашка бежит и не замечает ограды, Мечеткин ломает дощечку, даже когда его просят пройти через калитку, а вот Шаманов, сам того не замечая, всегда ходит по правилам.

И вот, перед следователем открывается правда – Валентина влюблена в него. Момент озарения отмечен мелодией и сменой освещения, такой прием используется в спектакле, чтобы акцентировать внимание зрителя на ключевых точках постановки. Нельзя назвать этого героя чутким. Открывшаяся перед ним правда окрыляет его, он пробуждается ото сна, но совсем не щадит Зину. Такое чувство, что в любой ситуации все равно должен остаться пострадавший. Да, она не передала его записку Валентине, но и он нисколько не беспокоится о ее чувствах, Кашкина имеет право быть жестокой.

При столкновении с жизнью очень сложно сохранять человеческое лицо и не ожесточиться. Это совсем не грозит Илье Еремееву, персонажу пьесы, который прибывает в Чулимск за помощью. Он старик, живущий в тайге, он всю жизнь «работал-работал». Он не может претендовать на пенсию, работать ему тяжело, никто не может ему с этим помочь, но несмотря на безысходное положение, от Еремеева исходит свет и тепло, он не ожесточился, для него, например, недопустима даже мысль о том, чтобы подать в суд на собственную дочь. Он радуется той жизни, которая у него есть: рад видеть старого друга, играет на варгане, смеется. И что важно, он с радостью приходит на помощь Валентине и в начале, и конце.

Пьеса Вампилова в постановке Семена Спивака и Ларисы Шуриновой – мир искалеченных людей. В течение всей пьесы актеры говорят, почти срываясь на крик. Каждый кричит о помощи, но готов ли сам помогать? Как докричаться до справедливости, до любви, до сочувствия? Как сохранить человеческое лицо, когда каждый выживает, как может?
Валентина чинит ограду.