Меньщикова Анастасия
«Прошлым летом в Чулимске»

Спектакль Семена Спивака и Ларисы Шуриновой по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» был поставлен в 2017 году и до сих пор не исчезает из репертуара Молодежного театра на Фонтанке. Действие в постановке, как и в пьесе, разворачивается в маленьком таежном городке Чулимске. Девять героев сталкиваются перед мезонином «Чайной», закрытой на ремонт.

Декорации спектакля близки к описанию, данному в пьесе Вампиловым. «Чайная» – крепкое, но обшарпанное здание, покрытое небрежными пятнами новой краски, поверх старой выцветшей и облезлой. Две героини – Анна Хороших и Валентина работают в «Чайной», пока два других героя – Дергачев и Еремеев занимаются ремонтом. Однако, несмотря на слова Хороших: «Идет ремонт, заканчиваем», создается впечатление, что этот дом еще нескоро будет достроен. Обычно в доме работает только Дергачев, который, как мы видим в течение пьесы, почти все время пьян. Здание же, что бы ни делали герои, как будто погружено в состояние «вечного ремонта» – еще давно в прошлом оно принадлежало купцу Черных, который «когда достроил дом, начал его перестраивать…И так всю жизнь». Эта предыстория приобретает в пьесе и постановке символический смысл. Герои неоднократно пытаются что-то починить (забор, калитку палисадника, каблук, связи друг с другом), однако их попытки оказываются безуспешными. И чаще всего, по их вине.

Валентина (главная героиня пьесы, сыгранная Дарьей Вершининой) на протяжении постановки продолжает чинить калитку, которую другие герои снова и снова продолжают ломать. В постановке ничтожность усилий, необходимых для преодоления этого «препятствия» по пути в «Чайную», еще явственней, чем в пьесе – героям даже не нужно обходить забор, можно просто перешагнуть через низенькую преграду. Его поломка – это осознанный способ выместить злость за собственные слабости, ошибки, неудачи на окружающих. Как мне кажется, в этом символически заложен главный конфликт постановки и пьесы – герои, страдая от несправедливости мира, сталкиваются с выбором, как ответить ему. Стать равнодушным эгоистом, зацикленным исключительно на своем внутреннем спокойствии или же попытаться сделать мир немного лучше, правильней и добрее.

Так, показательно поведение Мечеткина (Денис Цыганов), доброжелательно говорившего с Валентиной, но вдруг со злостью отбрасывающего ее руку и специально проламывающего калитку, после выходки Дергачева, которая его напугала. В то время, пока Валентина ее чинит, звучит музыка. Герои замирают, осознавая правильность происходящего и, несмотря на предыдущие комментарии о бесполезности действий Валентины, Дергачев, Хороших и Еремеев знающе и светло улыбаются ей.

Так, например, Афанасий Дергачев (сыгранный Андреем Шимко), страдает из-за отсутствия ноги. Он, видимо, когда-то был видным и сильным мужчиной. В облике проявляется военная выправка – одежда (китель, матроска под олимпийкой, кирзовые сапоги). Периодически говорит сильным зычным голосом, с рычащими «р», словно отдает команду: «Молодец говорю». Но его сильный дух явно измучен болью телесной. Дергачев морщится, когда садится, и, кажется, даже немного краснеет от натуги. Его неловкая подскакивающая походка с протезом нарочита пряма. А еще Дергачев, видимо, привык пить и пить много – сразу после начала рассказа, пришедшему навестить его другу Илье, он бросает бессмысленную фразу «Одному, видимо, там не интересно», а вслед за ней сразу же раздраженно требует Хороших принести выпить. Тон его приветствия, апатичного и безжизненного, контрастирует с полным радости и энергии криком Еремеева. Стоит отметить, что в постановке он кажется даже хилей, чем в пьесе – тело худое, истощенное. От боли и стыда за свою беспомощность Дергачев стал сварлив, а порой даже жесток. Более того, он смирился с несправедливостью. Так, услышав о сложностях Еремеева с пенсией, Дергачев как будто радуется, что ситуация складывается наихудшим из возможных способов. «Ну так пенсию не жди, без справок ее не получишь, даже не рыпайся!» – произносит он с горьким удовольствием, смакуя момент.

Первоначально идентично реагирует на слова Еремеева Анна Хороших. Однако в ее смехе слышится облегчение, ведь кажется, что ситуация еще может разрешиться благополучно. Героиня, сыгранная Зоей Буряк, – это добрая и несчастная русская женщина средних лет в синем платье и черных туфлях. Заботливая и немного ироничная, она очень походит на героиню в пьесе. Причина ее страданий – неспособность сделать счастливыми людей, которых она любит. Раз за разом ей приходится делать выбор между счастьем любимого (Дергачева) и сына (Пашки), которые не могут существовать вместе. Она утомлена бесконечными ссорами с Афанасием, который, замыкаясь в горе, отталкивает ее заботу. Стремясь удержать Дергачева от ухода в тайгу, она унижается. Приглашает Дергачева и Еремеева к столу выпить, несмотря на предшествующие попытки препятствовать их пьянству. Ее фраза «принести ей соболей» – отчаянная попытка показать, что, не смотря ни на что, Анна верит и любит Афанасия. Но тот дважды отвергает ее помощь. Поглощенная горем и униженная, она умоляет Пашку уехать и оскорбляет его: «Крапивник,» – пока сын пытается позаботиться о ней.

Пашка (Егор Кутенков/Руслан Бальбуциев), в постановке Спивака, – это типичный российский гоповатый парень в трениках и со складным ножичком в кармане. По его движениям видно, что он заранее настроен на враждебность со стороны мира. Ходит он порывисто и стремительно. Впервые появившись на сцене, Пашка пересекает палисадник напролом. Говорит агрессивно, стремясь обвинить собеседника в чем-нибудь. От агрессивных приставаний к Валентине и нападок на следователя, он переходит к драке с пьяным и невменяемым Дергачевым. Однако образ двойственен, ведь Пашка по-другому просто не умеет общаться. Нападая на Афанасия, он пытается защитить от пренебрежения матери, которую, видимо, очень любит. Так, Пашка уступает взволнованной просьбе Анны помочь ей увести Дергачева домой. Трагично, как эта неловкая, неповоротливая конструкция из трех человек не может ужиться вместе – уходя, они вновь проламывают забор. Пашке не хватает любви, а выражать он ее не научился. Пытаясь привлечь внимание Валентины, он угрожает ей. А когда, наконец, та соглашается пойти с ним на танцы, судя по всему, движимая сочувствием и неким чувством родства ситуаций (оба перед этим поссорились с родителями), он доводит ее до слез и до просьбы не приближаться к ней. Примечательно, что сам Пашка не понимает, что совершает не так, и напротив верит, что Валентина стала «его».

Каждый из героев хочет быть любимым, но в силу стечения жизненных обстоятельств, невозможности героев слушать и ценить друг друга, это оказывается невозможным. Так, например, стремится завоевать внимание Шаманова Зина Кашкина – суетливая, практичная и ухоженная женщина средних лет. Желание Зины быть привлекательной отражается в ее одежде (длинный, не лишенный изящества халат, розовый костюм с браслетами, аккуратные локоны). Пытаясь достичь взаимности от Шаманова, героиня совершает противоречивые поступки. С одной стороны, она очень заботится о нем. Стремясь вырвать Шаманова из апатичного состояния, Зина совершает, множество, казалось бы, нелепых, но искренних поступков. Так, например, в странной сцене с пистолетом Шаманова Зина, как маленькая девчонка, в лицах разыгрывает сценку: «Пуф, пуф, держите вора», прекрасно понимая, что, скорее всего, ей ответят лишь раздражённым равнодушием. Этого Зина боится, но раз за разом продолжает проглатывать обиду и гордость, стремясь понравится и расшевелить этого гордого, ироничного и злого мужчину, который, как она верит, когда-то хотел добиваться справедливости. Это подчеркивается тем, что Кашкина, сыгранная Региной Щукиной, гораздо живей и экспрессивней своего книжного прототипа. Порой наигранная и гиперболизированная жестикуляция, показывает волнение Кашкиной и ее готовность рискнуть своим душевным спокойствием, ради любимого. Так фраза: «Что бы ты сделал, если бы я тебя изменила?» — сопровождается демонстративно выставленной вперед ногой и рукой на поясе. В то же время, Зина, готова бороться за свое счастье «руками и ногами». На боль, причинённую другими людьми, Кашкина отвечает болью. Так, она обманывает Валентину, стремясь скрыть записку от Шаманова. С мстительной улыбкой она говорит ему о невозможности встретить Валентину, когда Шаманов легкомысленно дает ей ложную надежду на счастье.

Шаманов же Литвинова все время на что-то злится. В его жестах видится внутреннее страдание (постоянная сгорбленность, сдавленность тела). Свое разочарование в жизни он вымещает на других. В этом он не отличается, а скорее даже подчеркивает характерную черту героев Чулимска Молодежного театра – переживаемые ими страдания, неудовлетворенность жизнью вымещаются на окружении. Показательно его взаимодействие с Зоей – он раздражен ее выходками, попытками растормошить себя и вывести на откровение. В их диалоге, Шаманов словно пытается доказать себе, что глуп не нынешний, жестокий и равнодушный он, а молодой, готовый бороться и страдать за других людей. Поначалу, в его и Дергачева речах звучит схожий мотив упования на несправедливость мира. Торопливо просматривая паспорт Еремеева, Шаманов с горькой радостью говорит: «В нашей стране придется и поездить, и побегать…»

Казалось бы, переломным становится его столкновение с чувствами Валентины. Однако, как мне кажется, чулимский следователь Шаманов все-таки уже не тот молодой идеалист, сломя голову рискнувший и потерявший все – семью, работу, связи – для восстановления справедливости. «Воскрешение» Шаманова – это пока что лишь ностальгия по вере в людей и мир. В сцене, где «обновленный» Шаманов наконец-то находит Валентину, по пьесе он «мягко» и «с чувством» признается ей, что «а бог все-таки существует», ведь тот позволил Шаманову найти ее. Эти несколько фраз – признание влюблённого и одновременно просьба об искуплении за предыдущие равнодушные слова. В постановке же Шаманов не входит, а практически врывается в сцену, залихватски ухая, ловя сбившееся дыхания и абсолютно не замечая разбитое состояние Валентины. Он и садится-то к ней спиной. Его первая фраза: «Ух, а бог все-таки существует», звучит наигранно и жалко, настолько она выбивается из торжественно-скорбной атмосферы сцены. Втягивая сопли и утирая пот со лба, он бодро рассказывает сгорбленной Валентине, что «где он только ее не искал и с десяти вечера, где только не побывал и что только не думал». Его эйфорическое счастье прерывает крик Валентины, полный отчаяния и боли. И мы видим по его стеклянным глазам и жесткости растопыренных пальцев – ему больно за добрую и нежную девчонку, которую он так быстро полюбил. Однако, как оказывается, Шаманов все так же слеп к желаниям других. Больше, чем защитить и утешить Валентину, он хочет за нее отомстить. Поэтому, утерев Валентине слезы и нежно убрав с лица волосы, он единым, слитным движением поворачивается для нанесения удара подошедшему Пашке. Завязывается уродливая и жестокая драка, ненужная никому, особенно Валентине.

Постановка начинается и заканчивается появлением Валентины (Дарьи Вершининой). Два образа, Валентины в начале и Валентины в конце, контрастны. В первой сцене босоногая девчонка заворожённо подставляет лицо оранжевому свету солнца и улыбается миру. Ее движения сильные, легкие, полные энергии (как ловко она снимает стулья, закручивая их). В разговорах с Шамановым она мнется, неловко смеется и становится косноязычной. Видно, что ее любовь к Шаманову – это детское и искреннее восхищение человеком, который, как ей кажется, ее должен понимать. Поэтому фраза: «Я чиню его для того, чтобы он был целым» — все объясняет. Кто-то же должен чинить, делать мир лучше, верить него и в лучшее в людях.

В этой стойкой вере в людей она схожи с другим героем пьесы – честным и доверчивым Еремеевым (Константин Воробьев), который при встрече говорит Валентине: «Зверя надо бояться, человека не надо бояться». В отличие от остальных героев, Илья не понимает и не хочет перекладывать ответственность за свои проблемы на других. Так, для него не мыслимы идея, предложенная Мечеткиным, судиться с собственной дочерью. Однако Валентине и Еремееву приходится столкнуться с разочарованием и парадоксальностью мира, в котором доверительные и теплые отношения между людьми оказываются задавлены, ради мнимого личного душевного спокойствия. «Человеку не верят, бумаге верят», – недоуменно говорит Еремеев Кашкиной. Постепенно Еремеев становится угрюмей, а в конце возвращается в тайгу «к белкам», не сумев добиться справедливости. Но именно он помогает Валентине починить калитку в финальной сцене.

В финальной сцене Валентина Вершининой – это тихая девушка, пережившая разочарование в любимом, непонимание отца и жестокость Пашки. Ее изменения отразились и на ее одежде (Валентина кутается в кофту, ее волосы собраны в пучок). Она больше не беззаботная девчонка, безоговорочно верящая в справедливость и силу души людей. Однако мы и герои видим, что несмотря на все перенесенные страдания, Валентина остается стойкой. Она идет спокойно и прямо. Финальная сцена торжественна – все замирают, наблюдая как Валентина вновь чинит калитку, подтверждая, что у нее есть силы преодолеть обиды, и продолжать верить в мир.