Ксения Лаврик
«Прошлым летом в Чулимске»

Пьеса Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» не раз предавалась экранизациям или театральным постановкам. Опубликованная в 1972 году, она освещает ряд проблем, с которыми жил советский человек в таежной глубинке. Однако экранизации разных годов: «Валентина» 1980, режиссер Глеб Панфилов или «Прошлым летом в Чулимске» Виктора Демента, 2013 год выдвигают на передний план конфликты, более близкие режиссерской концепции или реалиям эпохи. Это напрямую влияет и на «декорации» фильмов, и на актерскую игру. Шаманов, сыгранный Сергеем Безруковым в 2013, отличается от версии Родиона Нахапетова, он более агрессивный, более импульсивный, менее погруженный в себя, то же можно сказать и об остальных актерах, исполнивших одну и ту же роль в разных экранизациях. В то же время пьеса была создана в большей степени для театрального исполнения, а не на экране. Со сцены она раскрывается и влияет на зрителя в иной, для меня, более значимой манере.

Постановка Семена Спивака и Ларисы Шуриновой в Молодежном театре на Фонтанке была создана относительно недавно – в 2017 году, но с того момента она неизменно входит в репертуар театра. Действие, развертывающееся в спектакле, нельзя отнести к определенному времени, атрибутика героев, декорации не намекают на точную эпоху. Время в Чулимске будто замерло, растянулось на 40 лет, потому что происходящее возможно и в 1970-е годы, и в 2010-е. Это выгодно отличает постановку от названных выше экранизаций. Она изображает действие без умолчания. В «Валентине», например, Глеб Панфилов опускает сюжетную линию Ильи Еремеева, который по пьесе приехал в райцентр, чтобы получить пенсию. Отсутствие этого смыслового пласта позволяет режиссеру больше сконцентрироваться на любовной линии, но главный конфликт пьесы, каким я его вижу – конфликт беззащитности человека перед миром и поиска способов отгородиться от него (мира), теряет один из весомых аргументов. Однако в 1980-м году критика советской действительности была нежеланна, что могло стать причиной отсутствия этого сюжета. В фильме 2013 года Виктор Демент использует атрибутику времени (сотовые телефоны, отголосок 90-х в нападении мотоциклистов на Шаманова), но она отвлекает зрителя от героев, кажется излишней, утяжеляет фильм. Поэтому очень органичной мне кажется концепция Молодежного театра, где говорят о том, что «душевная деградация, внутренний слом не привязаны к месту», это же может касаться и времени в этом спектакле.

Действие спектакля разворачивается вокруг девяти героев, каждый из которых действует согласно режиссерской концепции. Мне кажется, режиссеры в качестве конфликта выбрали попытку героев отгородиться от мира, беззащитность перед ним. Это «отгородиться» зачастую бывает деструктивным для героя, он ищет защиты, но ломает себя еще сильнее. Поиск укрытия приводит к еще большему внутреннему слому – вот конфликт спектакля. «Наш спектакль – об исчезающей чистоте», — это подчеркивает и Семен Спивак. Валентина – главная героиня спектакля появляется босая в первой мизансцене. Она открыта миру, все в ее образе это подчеркивает: распущенные волосы, отсутствие обуви, мечтательный взгляд в небо, легкое белое в горошек девичье платье. Оно открытое и летящее, но не вульгарное, наоборот, подчеркивает веру Валентины в мир и людей, которые ее окружают. В последней мизансцене героиня будет одета в платье, туфли и теплую кофту сверху, ее волосы будут собраны в тугой пучок. Мне кажется, кофта и собранные волосы здесь выступают в роли визуальной метафоры. «Мир её “причёсывает”», — так выразился режиссер о преображении главной героини. Прическа и кофта как раз и есть то, чем героиня пытается отгородиться от травмирующей действительности. И так происходит с каждым героем, они предстают перед зрителем уже в большей или меньшей степени надевшими броню.

В пьесе есть герой, чья броня практически отсутствует, из-за этого он и не может существовать в пределах райцентра. Этот герой – Илья Еремеев, роль которого исполняет Константин Воробьев. Еремеев живет в тайге и лишь периодически наведывается в город. В этот раз в Чулимск его привела необходимость получить пенсию. Он «работал – сорок лет работал, проводником у геологов работал», но справок от них не получил, а пенсию без справок не выдают. У Ильи есть дочь, которая живет в Ленинграде, но контакт с которой потерян – она не пишет и не помогает отцу. Однако в ответ на предложение подать на дочь в суд на алименты Еремеев испуганно и очень быстро отказывается. «Эвенк по национальности», которого играет Константин Воробьев, обладает странным характерным говором. Некоторые звуки проглатываются, актер говорит громко, повторяя одну и ту же фразу по несколько раз, он активно по-детски резко жестикулирует. Эта манера игры обнажает сущность героя – наивную, светлую, но именно из-за нее Еремеев не может жить среди людей. Эта чистота не исчезла благодаря близости Ильи к природному миру. В начале спектакля герой говорит: «зверя надо бояться, человека не надо», но все, происходящее в пьесе, будто бы направлено на то, чтобы разуверить зрителя в этой слепой вере героя. В конце второго действия герой снова возвращается в свой дом: «Тайга меня ждет. Ягода ждет, шишка ждет. Белка — тоже ждет… Зимой, однако, приду». Поразительно то, как меняется речь актера в этой сцене, в этих фразах нет уже былой громкости, яркости интонаций. Как будто ночь, перевернувшая жизнь Валентины, причесала не только ее, но и всех героев пьесы.

Роль Валентины в пьесе исполнила Дарья Вершинина. Внешний вид актрисы подчеркивает хрупкость героини, она выглядит очень юной, наивной. Валентина верит в то, что она сможет изменить людей. Практически весь город ходит к чайной, где она работает, через палисадник, игнорируя калитку, Валентина же постоянно чинит ограду, которую ломают горожане. Она убеждена, что когда-то люди будут использовать только калитку, а она засадит палисадник маками. Мечта о маках выглядит эфемерной и недосягаемой, будто это сон, который символизирует этот цветок. Эта слепая вера героини в мир чем-то напоминает уверенность Ильи Еремеева в том, что человека не нужно бояться. Схожи герои не только в этом. Манера речи Вершининой, как и у Воробьева, выделяется на фоне речи остальных актеров, актриса так же использует яркие восклицательные интонации, говорит громче, чем это могло быть нужно. Мне кажется, эта особенность речи актеров, свидетельствует о том, что мир не успел еще подмять их героев. Валентина — почти единственная из молодых людей, которые не покинули город, она осталась в Чулимске из-за своей влюбленности в следователя Шаманова, который недавно переехал в этот райцентр.

Шаманова (Артур Литвинов/Андрей Некрасов) предстает в пьесе уже поддавшимся миру. Его «сломало» расследование последнего дела в городе, виновного в убийстве ребенка оправдали, а Шаманова отстранили, и он уехал в Чулимск. В райцентре герой пребывает в подобии анабиоза, он живет эти несколько месяцев как бы по привычке, не живет, а спит. Артист органичен в этом образе, он исполняет роль Шаманова в сонно-уставшей манере. В первом действии интонации актера, изначально предполагавшие всплеск эмоций, часто сходят на умеренно-безразличный тембр. Хореография движения героя по сцене также занимательна. Он часто ложится на сцене на ящики, которые не предназначены для сна. Но он прикладывается к ним в моменты, когда герою нужно уйти от важного разговора, он пытается спастись в эмоциональной сухости – сне. Один из немногих моментов всплеска эмоций у героя – разговор с Валентиной, в котором героиня признается в чувствах к нему. Весь город знал о влюбленности девушки, кроме самого Шаманова, он был слеп, не замечал очевидного, не замечал даже красоты Валентины. В спектакле в важные моменты, которые способны переменить ход действия, включается звуковое сопровождение. Когда Шаманов осознает красоту героини, зритель слышит волнующую мелодию. Будто бы ее слышит и сам Шаманов, который слепой, «но не глухой же», и эта мелодия подобна звуку будильника. Этот будильник в сочетании с чувствами, которые оживила в герое энергия Валентины, выводит героя из анабиотического сна. Во втором действии зритель видит уже совершенно иного Шаманова, он просыпается, манера исполнения актера меняется, становится более насыщенной, голос более эмоциональным, появляется даже блеск в глазах. В нем просыпается и желание преобразовывать мир вокруг, герой готов вернуться к делу, которое ввело его в тот пугающий анабиоз. И самое главное Шаманов понимает, что тоже любит Валентину и предлагает ее увезти из Чулимска.

Иннокентий Степанович Мечеткин, роль которого исполняет Денис Цыганков, тоже неровно дышит к Валентине. В начале пьесе он предстает склочным, всем недовольным человеком, он ругает Еремеева, грозит буфетчице, что ославит чайную на весь район. Однако мне кажется, в этой склочности герой тоже пытается спрятать собственную ранимость, в его случае лучшей защитой от мира выступает нападение. Однако остатки светлой натуры можно увидеть в попытках дать Валентине конфету, актер пытается это сделать в первом действии. А когда попытка не удается, уходит и рушит ограду палисадника, который так старательно чинила Валентина. Когда еще одна героиня пьесы – Кашкина, любящая Шаманова, внушает Мечеткину мысль посвататься к Валентине, чтобы ей понравится, лысый герой надевает парик. Неуверенность в себе, порождающая злость и склочность, заставляет Мечеткина создавать несуществующий образ. Это действие обнажает в герое конфликт целого спектакля. Кашкина, чью роль исполняет Регина Щукина, пытается развить чувство Шаманова к ней. Она, как и Валентина, пытается пробудить героя, вывести из тревожащего сна. Только у Валентины это получается, а у Кашкиной нет. И не потому, что она чем-то хуже другой девушки, а просто, потому что так устроена жизнь. Кашкина в спектакле очень неоднозначный герой, что и свойственно драме, она пытается бороться за свою любовь, поэтому отчасти способствует крушению мира Валентины, помешав случиться их свиданию с Шамановым. Она же пытается это исправить после. Такую переменчивость удачно передала Регина Щукина, она с одной стороны играла очень душевную, переживающую и глубоко чувствующую женщину, а с другой стороны рыжеволосую плутовку-обманщицу.

Еще одна важная героиня спектакля – Анна Васильевна Хороших. Ее роль исполняет заслуженная артистка России – Зоя Буряк. Она управляет буфетом, в котором работает Валентина. Хороших – сострадающая и сочувствующая женщина, она жалеет Илью Еремеева, хорошо относится к Валентине. Она живет с Афанасием Дергачевым, которого играет Андрей Шимко. Дергачев и Анна «любят друг друга, как в молодости», только в их любви кроется и боль сразу для трех героев. Анна не дождалась Афанасия с фронта, у нее родился сын Пашка. Зоя Буряк исполняет роль уверенной в себе, ироничной женщины, глубоко внутри которой скрыто чувство вины «я перед ним всю жизнь стелюсь». Дергачев не может простить измену Анны, пытается сублимировать энергию обиды и злости в любовь к бутылке. Андрей Шимко блестяще исполняет роль героя, травмированного войной, беззащитного, но отвечающего холодом на попытки помочь ему. Конфликт Хороших и Дергачева усиливается, когда в гости к матери приезжает сын Пашка (Егор Кутенков/Руслан Бальбуциев). Это прямой парень, импульсивный, что подчеркивает и костюм герой, он носит ярко-оранжевую футболку, синие штаны и жилетку. Эти цвета контрастируют и подчеркивают его противоречивую натуру. Его мать не желает, чтобы герой оставался в Чулимске дольше. Она любит сына, но он своим присутствием разрушает ее хрупкий мир с Дергачевым. Поэтому Хороших трудно проявлять свою любовь к Павлу, поэтому пронзительно звучат слова героя, который несколько раз произносит, что он везде нужен. Везде нужен, а дома не нужен. От этой главной боли герой пытается защититься через агрессию. Пашка пытается добиться единственной недостающей ему вещи – любви. Ведь не только Шаманов любит Валентину. Пашка еще один герой, испытывающий чувство к девушке. Но Пашка не умеет любить, он пытается вызвать это чувство экстенсивно, напором, а не чуткостью. От Валентины он не может добиться ответа. Не может добиться ответа и от матери, в вопросе, кто виноват, кто не дождался Афанасия. Получает в ответ проклятие «будь ты проклят, крапивник». Оно сопровождается нарастающей ритмичной музыкой, которая вытесняет все звуки из головы и зрителя, и Пашки. Лицо Пашки в этот момент теряет напускную маску уверенности, перед зрителем стоит потерянный мальчик, который не виноват в том, что разрушил мир своей мамы. В этот момент и Валентина жалеет героя, наконец отвечает на его приглашения потанцевать.

Нелюбовь, которая окружала Павла, стала причиной разрушения еще одной жизни. С танцевального вечера Валентина и Пашка возвращаются растрепанные, героиня Вершининой раскачивается в полуистерике. Освещение сцены тоже поменялось, теплый уютный свет сменился холодным, на дальнем плане слышны раскатывающиеся звуки грома. Зрителю становится ясно: герой совершил что-то ужасное, за что Валентина никогда его не простит. Пашка не умеет любить, его не научили, ему кажется, что любовь – это обладание, но это не так. Он и обвинитель мира, и обвиняемый миром одновременно. К сцене конфликта присоединяются Шаманов, который пытается защитить Валентину, и отец, ружье которого — тоже способ защиты от мира. Начинается дождь. Все действие спектакля занимает сутки, начинается утром, заканчивается утром следующего дня. За эти часы рушатся надежды, прерывается сон, расходятся пары. Последняя сцена спектакля встречает зрителя оглушающей тишиной. Немая сцена в духе Гоголя, только и актеры, и зритель погружены не в комическое опустошение. Еремеев, не получивший пенсию, собирается уезжать в тайгу. Пашка – в город. Все актеры сидят, сжавшись, почти не двигаясь, погрузившись в собственные мысли. Только Мечеткин, склонный к излишней разговорчивости, прерывает тишину. Как будто ничего нестоящей историей он пытается отгородиться от драмы, произошедшей этой ночью. Его прерывает Валентина, как и при первом появлении на сцене, она выходит молча. Но на ней теплая кофта и тугой пучок. Однако режиссер дает понять зрителю, что не все еще потеряно – героиня снова принимается за починку палисадника. Как и в первый раз, ей помогает Еремеев, только на этот раз он это делает молча, даже не спрашивая, нужна ли девушке эта помощь. Потому что нужна. Спектакль заканчивается звуком варгана – отголоска тайги, чистого мира.