Кайнова Ксения
«Прошлым летом в Чулимске»

Пьеса Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» часто становилась объектом экранизации: одноименный фильм 2013 г., фильм «Валентина» (1980 г.), многочисленные театральные постановки с момента публикации пьесы до нашего времени. Все режиссеры в разные времена делали акцент на разных вещах, потому интересно проанализировать, о чем недавняя постановка в Молодежном театре.

События разворачиваются в таежном райцентре, по большей части в одной чайной и за один день, который круто меняет жизни всех героев. Действие спектакля начинается утром, поют птицы, холодный свет освещает сцену, но только до появления на сцене девушки, которую, как мы узнаем немного позже, зовут Валентина. Легкое платье, мечтательный взгляд, звуки природы – умиротворение. Сначала желтый, теплый свет направлен только на нее, и можно буквально видеть, что девушка появляется в этой чайной как лучик света в темном и холодном царстве. С радостным, немного детским визгом она оживляет все пространство вокруг и снимает пелену дремы, распространяя этот теплый свет на все пространство сцены. Именно Валентина является центральным образом в драме «Прошлым летом в Чулимске». Актриса Дарья Вершинина, играющая Валентину, очень миловидная, в ее движениях сквозит немного подростковой неуклюжести, она сутулится и в этом чувствуется что-то очень трогательное. По сравнению с пьесой в постановке девушка более живая, энергичная, менее стеснительная, более разговорчивая. Она еще очень светлая и невинная, буквально ребенок, что не мудрено, ведь ей всего только восемнадцать лет. И все же, мне кажется, что детскость Валентины специально подчеркнули, чтобы показать изменения, потому что девушка в начале и в конце—два разных человека. Пока что мы видим девушку с принципами, которая верит, что чистая душа—это самое главное, и сама является носителем таковой.

По факту первым и последним, кто взаимодействует на сцене с Валентиной и помогает ей чинить ее палисадник, является именно Илья Еремеев, который видит в ней такую же светлую душу. Он говорит, что «зверя надо бояться, а не человека», хотя, насколько я знаю, всегда слышала, что говорят наоборот. Эта фраза очень хорошо характеризует персонажа. Кроме того, Константин Воробьёв, актер, исполняющий роль Еремеева, создал интересную манеру речи для своего персонажа: Илья часто повторяет фразы, говорит с высокой интонацией в конце предложений (что не свойственно русскому языку), играет на своем музыкальном инструменте, пребывая таким образом в собственной, оторванном от реальности, мире. Он очень оптимистичный, добрый и очевидно юродивый, потому что сейчас сложно встретить таких людей, как он: глубоко наивных (9 лет не получал пенсию и даже не спрашивал он ней, пока не пришла нужда; 40 лет работал без официальных бумаг), ибо так просто не выжить. И перед Валентиной стоял выбор: либо остаться такой же наивной и светлой как Еремеев, но уйти из общества, или же нарастить броню, повзрослеть и остаться. В итоге ей пришлось выбрать второй, ибо остаться чистой никак не получилось.

В центре повествования стоит любовный конфликт: Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, но ее чувства тайные, потому как он встречается с аптекаршей Зиной Кашкиной и не обращает никакого внимания на молодую девушку. Конфликт усложняется тем, что за Валентиной начинают ухаживать Мечеткин и Пашка.

Главное слово, которым можно охарактеризовать Шаманова в пьесе—усталость. В первой половине спектакля его манера говорить очень ленивая, прямо-таки сочится пассивной агрессией и кривлянием, за которым, как за маской, скрыты истинные чувства. Актер (Артур Литвинов/Андрей Некрасов) играет своего персонажа скорее раздражительным, нежели усталым и бессильным, что, как мне кажется, совсем не спорит с главной характеристикой в пьесе, а наоборот развивает ее. Раздражение — один из главных симптомов усталости, когда уже нет сил быть осознанным и сдерживать свои эмоции. Душа черствеет и проявлять доброту и сочувствие достаточно сложно, постепенно прогрессирует раздражение к людям и хочется просто ото всех отгородиться, что мы и наблюдаем в Шаманове. Когда-то у него было все, что нужно: деньги, семья, перспективная карьера. Шаманов расследовал дело сынка какого-то важного человека, который сбил ребенка, и, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В итоге суд перенесли, а следствие передали другому. Это стало поворотным моментом, после которого он разочаровался в справедливости и начал думать, что вообще нет смысла бороться, потому что все предсказуемо. Уволился с работы, ушел от жены и подался на работу подальше от города, где теперь, скорее всего, просто формально исполняет свои обязанности. Шаманов стал равнодушным, устал от жизни, хотя ему всего-то около тридцати, а единственное его желание— побыстрее выйти на пенсию. Очень показательным является момент в разговоре вечером с Кашкиной, когда Шаманов рассказывает о том, что раньше у него были эпизоды деперсонализации («сначала руки, а потом весь я: все тело и даже мысли показались мне не моими. Все будто бы принадлежало другому человеку!»), что явно указывает на затянувшуюся депрессию. Однако его добрая, помогающая и радеющая за справедливость душа все еще жива, хоть и сломлена, на что указывает то, что он вступается все-таки за Валентину, когда к ней пристает Пашка, помогает чинить забор хоть даже из любопытства. Шаманов проявляет интерес к Валентине и постепенно просыпается от долгого сна, вспоминает свою первую любовь, впервые по-настоящему замечает других: сначала Валентину, признавая ее красоту и свет, а в конце и Зину, когда понимает, что она действительно прекрасная женщина, которая любила его и понимала. И во второй части спектакля он оживает: его движения становятся более активными, он уже не прикладывается везде спать, а бегает всю ночь в поисках Валентины; голос становится более энергичным.

Интересный выбор актера на роль Пашки, которого играет Егор Кутенков. В его исполнении Павел более симпатичный, одет не так броско (не в красной кожаной куртке), но достаточно, чтобы подчеркнуть его взрывной характер (в оранжевой футболке), а главное — человечный. И на самом деле Павел не виноват в том, что родился, но в этом его по сути и винят. Просто запутавшийся молодой человек, что, если учитывать условия, в которых он вырос, не удивительно. Он постоянно в центре семейных ссор, потому что отчим, Дергачев, воспринимает его как постоянное напоминание об измене жены. Мать также гонит, потому что выбирает мужа, а не сына, и хочет сохранить с ним отношения. Однако Пашка не очень-то расположен её слушаться, потому что ему тоже обидно и непонятно, почему он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть в Чулимске. Из-за миловидной наружности людям проще заметить то хорошее, что в нем все же есть, потому что по факту Павел—типаж простого русского парня, который может быть всяким— и плохим, и хорошим.

Ключевой метафорой всей постановки является палисадник, который можно рассмотреть как метафору души Валентины, все самое лучшее и красивое, что в ней есть. Важно подметить, что этот забор Валентина начинает чинить в особые моменты. Первый раз мы видим это после того, как Валентина услышала разговор Кашкиной с Шамановым. Девушка влюблена в следователя, и ей больно слышать и видеть его с другой. Второй раз чинит во время ссоры Хороших и Дергачева, но никто ей не помогает, в том числе и отец. Но только она починила его, как Мечеткин снова сломал. Звучит грустная музыка. Третий раз чинила во время разговора с Шамановым, где открыла свои чувства мужчине. Однако это становится труднее: прибивает одну палку, другая падает, и кажется, что это сизифов труд. Более того, она попала себе по пальцу, пока чинила, и заплакала, наконец, от того, что ничего не получается.

«Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый»,— объясняет она Шаманову, когда тот спрашивает у нее, зачем она это делает. На это следователь отвечает: «А кажется, что чинишь, чтобы его ломали». В этом на первый взгляд обычном диалоге речь идет о нечто большем и значимом: об отношении к жизни (что стоит прикладываемых сил, а что является напрасным трудом), о сущности людей (хорошие или плохие) и могут ли они меняться (Шаманов: «Они всегда будут ходить через палисадник, всегда»; Валентина: «Нет, уже есть такие, кто ходят по тротуару»).

После разговора с Валентиной Шаманов пребывает в смешанных чувствах, что-то в нем начало меняться, но он сам пока этого еще не понял. Именно поэтому он, явно желая скандала, провоцирует Пашку и даже дает пистолет, но к его удивлению парень действительно стреляет, и спасает его только то, что произошла осечка. Думаю именно с этого момента Шаманов окончательно просыпается, понимает ценность жизни, решает не упускать момента и изменить что-то в своей жизни— назначает встречу Валентине. Однако записка попадает к Кашкиной и не доходит до адресата.

Вечером Валентина соглашается пойти на танцы с Пашкой. Тут, мне кажется, причиной такого неожиданного решения стали два момента: жалость (Валентина стала свидетельницей того, как Пашку гонит и проклинает собственная мать, называет крапивником) и утреннее объяснение с Шамановым, который на тот момент фактически отверг ее чувства, сказал забыть и сделал тем самым больно, так что она решила двигаться дальше. Только в то время, как Шаманов начинает оживать и верить во что-то хорошее, Валентина теряет веру, потому как перестает чинить палисадник, когда он снова ломается.

Очевидно, что на танцах или после произошло нечто ужасное, а точнее насилие: девушка возвращается в абсолютно разбитом и оцепенелом состоянии, не обращая никакого внимания на окружающий мир и повторяя лишь одно механическое движение — стучит камнем, которым она обычно чинила палисадник, о каблуки. Возможно, таким образом, она пыталась хоть как-то собрать себя, но тщетно. Свет холодный и безжизненный, вот-вот пойдет дождь, знаменуя собой кульминацию и освобождение всех чувств, а пока слышен только звук грома, как звук натягивающейся струны, которая обязательно лопнет. С этого момента постановка стремительно движется к своей кульминации. Прибегает Шаманов, который рад найти Валентину и сначала не замечает ее состояния, говорит: «Ведь утром я сказал тебе совсем не то», обещает увезти в город. И тут Валентина взвыла и заплакала, потому она узнала, что Шаманов ее взаимно любит, но уже слишком поздно и ничего не исправить. Приходит Павел и Шаманов, осознав, что произошло, бросается в драку. В этот момент появляется отец, желая отомстить за честь своей дочери, но Валентина прогоняет всех и говорит, что была все это время с Мечеткиным.

Остальные персонажи присутствуют фоново и помогают раскрыть режиссеру основную идею. Дергачев глубоко несчастный и разочаровавшийся в жизни человек. До сих пор не может простить измену Анны и отпустить обиду, хотя прошло уже около двадцати пяти лет («Выпьем за любовь без обмана» произносит он тост). Кроме того, думаю, война (в которой он принимал участие) также разрушительно сказалась на нем, как на многих ветеранах, и оставила не только душевную рану, но и вполне физическую—травмированная нога, которая не выпрямляется до конца. Всю эту боль он пытается глушить в алкоголе, но по факту это не работает.

Сама Анна очень хорошая, о чем также говорит ее фамилия (Хороших). Фактура актрисы, Зои Буряк, очень теплая, приземленная—вылитая русская женщина. Но и она не исключение и несет в себе боль от невозможного выбора между сыном и мужем, вину за ошибку молодости.

Мечеткин также, несмотря на то, что представляется всем как важный, деловой человек (седьмой секретарь, как его все зовут), на самом деле очень хочет любви, хочет жениться, о чем говорит Кашкиной. Также видно, что он переживает по поводу своей внешности и не считает себя красивым: надевает парик для встречи с Валентиной и до этого не верит Кашкиной, что может кому-то нравиться из-за своей лысины и возраста.

Не менее интересен и образ Зины, которую сыграла Регина Щукина. Ее Зина показалась мне менее равнодушной, чем в пьесе, более суетливой, постоянно что-то изображающей. Зина понимает, что Шаманов порядочно поступил, но жизнь не была справедлива к достойному человеку. Она любит того, кем он был и может стать, если возродится. Она, конечно, не совсем чиста, потому что, чтобы получить бумажку, обманула Еремеева, и надоумила Мечеткина свататься к Валентине. Однако мы понимаем, что она сделала это из ревности, желая сохранить любовь, поэтому сложно ее винить. Кроме того, она в конце концов попыталась исправить свою ошибку, сказав Шаманову о том, что записку Валентина не получила, однако было уже поздно.

По сути все герои носят в себе боль и обиду, мы видим разные типажи людей неприятной российской действительности: разочаровавшийся в справедливости полицейский, одинокий пенсионер без пенсии, муж, переживший измену своей жены, но не принявший это даже спустя 25 лет, домашние разборки и ссоры. Все рождаются хорошими, но по мере взросления приобретают шрамы, и невозможно, будучи взрослым, оставаться таким же открытым как в детстве. Но это не значит, что нужно становиться закрытым, злым и обиженным. Важно соблюдать баланс: открываться, но не всем, защищать себя, но и не обижать других.

Таким образом, мне кажется, что эта пьеса о том, что нужно сохранить в себе свет, доброту, несмотря на неизбежные жизненные испытания и всю ту боль, которую предстоит пережить. На это указывает конец спектакля, где мы видим уже не ту, наивную, открытую Валентину, а внутренне повзрослевшую, в плавных движениях которой сквозит как былая мягкость, так и новообретенная сила. Она одета иначе: нет былых косичек, волосы аккуратно убраны, а спина теперь прямая. Валентина спокойно проходит мимо Пашки, показывая тем самым, что не боится его и, думаю, прощает его поступок. Также спокойно и в абсолютной тишине она подходит к палисаднику и начинает его чинить, с чем ей сразу же помогает Еремеев. Несмотря на пережитое насилие, душа Валентины осталась цела, а принципы непоколебимы.

Режиссеры-постановщики могли выбрать другую, более грустную концовку, где Валентина кончала жизнь самоубийством, или же просто не показать ее в конце и сместить акцент на возрождение Шаманова, как было в одноименном фильме Виктора Демента 2013 г., однако здесь все же решили сохранить надежду. Мир может казаться трудным, несправедливым, но все же он не обречен, и в нем нужно учиться жить и защищать свою красоту и свет. Важно не черстветь и не закрываться от мира, даже если кажется, что «все равно они будут тут ходить, а не по тротуару». Важно продолжать «чинить свой забор», оберегать его, чтобы он был цел, даже если все вокруг пытаются его сломать.