Когда первый — во всём первый!

Отгремел победный марш на старом Арбате. Новый памятник Вахтангову миру явили, сотню белых воздушных шаров в небо пустили, брендовые маски надели, юбилейный сотый сезон сбором труппы и световым шоу – открыли. Далее – театральные будни, репертуарные спектакли, репетиции и премьеры, их планируется 13 штук!


15 сентября в театр придут первые «послепандемийные» зрители, чтобы посмотреть знакового «Царя Эдипа». И хотя граница с Грецией закрыта и греческий хор приехать не может, вахтанговцы выход нашли, наши артисты уже все отрепетировали и сегодня вечером вместо греков выйдут на сцену. Граница с Литвой тоже закрыта, поэтому за то, что к началу сезона вернулся в Москву Римас Туминас, со сцены прозвучали слова благодарности Михаилу Швыдкому и новому послу Литвы в России Эйтвидасу Баярунасу. Оба высоких гостя — в зале. Как и Эльвира Набиуллина, Елена Ямпольская, Александр Кибовский, Александр Жуков. Министр культуры Ольга Любимова вручает благодарности сотрудникам театра, гримерам и костюмерам, начальнику охраны и звукорежиссёрам. Людмила Максакова с розово-пудровом летнем пальто и такой же полумаске словно парит над помостом, Василий Лановой декламирует Пушкина («Поднимем бокалы!»), а Юлия Борисова в свои 95 грациозно выходит на умопомрачительных каблуках!

Вахтанговцы! Особая порода людей. Завет Учителя — «С художника спросится!» — здесь понимают буквально. И отвечают за — всё. Почему перед театром до сих пор нет памятника основателю? Поставим. Историческая сцена нуждается в модернизации, а новое оборудование в закупке? Обновим и установим. Дом Вахтангова на родине во Владикавказе рушится? Выкупим, отреставрируем, откроем Культурный центр — музей. И всё — за свои деньги. Во время самоизоляции ни один сотрудник театра не потерял ни рубля в зарплате. Как это возможно? Кирилл Крок, директор театра, отвечает со сцены всему залу: «Потому что вы все всегда работали, не зная отдыха. Премьеры, гастроли, репетиции, каждый день. Помните, как вы ныли, мол, тяжело — но именно поэтому театр накопил «финансовую подушку» и смог так благополучно пережить пандемию».

Памятник Вахтангову, кстати, также полностью создан на деньги театра и обошёлся в 25 миллионов рублей. Талантом трёх скульпторов и художников — Александра Рукавишникова, Максима Обрезкова и Игоря Воскресенского — он теперь навечно спаян со своим домом. Юный Вахтангов, в романтической шляпе и летящем пальто, на фоне бронзового театрального занавеса, который весь «вышит» названиями 100 лучших спектаклей за 100 лет, смотрит на проходящих по Арбату людей и словно говорит: «Театр должен быть праздником. Человек пришёл в театр, значит он пришёл радоваться».


Вот и Римас Владимирович на сцене улыбается: «Всю жизнь я хотел быть похожим на Марчелло Мастрояни… Или на Сергея Бондарчука». Имя Бондарчука вспоминается не просто так: Римас Туминас приступил к работе над «Войной и миром», эпохальное полотно откроет юбилейный вечер 13 ноября 2021 г. На сцене гремит световая инсталляция под музыку главного композитора театра Фаустаса Латенаса, а Римас Владимирович вспоминает, как летом, обсуждая с Кириллом Кроком ремонт, они молили: «Только бы все прошло благополучно, никаких ЧП, никаких пожаров». Кто в теме: понимает. После чудовищного пожара летом 2020 во Владимирском театре драмы, когда выгорел весь зрительный зал и фойе, пожара теперь в театрах боятся «как огня»)):: Мало кто знает, что вечером того «пожарного» дня Кирилл Крок сразу же позвонил директору Владимирского театра Борису Гунину и просто спросил: «Какой ваш расчетный счёт?» И уже через неделю, пройдя все этапы согласования с Министерством культуры, в счёт восстановления Владимирской драмы театр Вахтангова перечислил благотворительную помощь — 1 000 000 рублей. Один. Миллион. Рублей. Колоссальную сумму. Хочется, чтобы про это узнали во всех театрах. Не дай Бог кому-то пережить подобное, но, если все же что-то случается, попавшим в беду нужно помогать всем миром. И делать этот шаг первыми. Как Вахтанговский.

Вчера на большом дневном празднике на улице перед театром ярко светило солнце. Пасмурный прогноз от синоптиков, к счастью, не сбылся. Я не выпускала из рук камеры, понимая, что фиксирую историческое событие и думала про Евгения Богратионовича. Он прожил короткую жизнь, 39 лет. В день одной из предпремьерных репетиций «Принцессы Турандот» к нему приехал Станиславский и сказал: «Завернитесь в одеяло, как в тогу. И спите сном победителя». Дорогой театр Вахтангова, ты прожил почти 100 лет и можешь праздновать победу в этот невероятный день. Один день. Потому что, как говорит твой сегодняшний лидер Римас Туминас в фильме «По следам Вахтангова»: «Слава – она знаете, так, на секунду, чем ее больше, тем грустнее становится, что она пройдет. Так точно. Две секунды. Три. Всё. Ушла. И с таким напряжением думаешь, дальше надо, дальше надо… Надо что-то делать дальше…»

Марина Меркулова
Главный редактор сетевого издания о театре «Медиа-проект АRТИСТ»
www.artistchannel.ru

фото — Таня Лучина, Инна Меркулова, Александра Авдеева и открытые источники FB.