Когда ничего не поздно, или Время Вампилова

Да простят меня все другие «Утиные охоты», которые я видела, но спектакль Григория Козлова в театре «Мастерская» — лучший. Эта фраза родилась в моей голове на пятой минуте московской премьеры «Утиной охоты» и больше всего я опасалась, что она исчезнет. Не произошло. А произошло – другое. Но обо всем по порядку.

«Утиная охота» вышла в Санкт-Петербурге 29 мая 2019 года, и всё лето я думала, как бы выбраться на вечер в Питер, чтобы её посмотреть. А тут – фестиваль «Сезон Станиславского», который привез «Охоту» в Москву. Григорий Козлов заранее предупредил – спектакль затратный, сложные декорации, вряд ли скоро повезем еще раз, так что – приходите сейчас. Площадка была выбрана, предполагаю, самим режиссером. «Утиную охоту» сыграли в любимовском Театре на Таганке. Любимом театре Григория Козлова в Москве: здесь он, молодой инженер – кораблестроитель, в 1979 году увидел спектакль «Дом на набережной» и испытал шок: «Это был действительно замечательный спектакль, он производил впечатление, он призывал к поступкам» (Григорий Козлов).

Поступки – самое главное у Вампилова. Его герои решаются или не решаются на поступки. И все пьесы про то, как совершить поступок. Два года назад, в 80-летний юбилей Вампилова, мы запустили на медиа-проекте АRTИСТ проект «Время Вампилова» со слоганом Если вам, как и нам, всегда #охотанавампилова. В нем мы старались понять, прошло ли время Вампилова или оно только пришло? Хотят ли ставить Вампилова сегодня? Результаты ошеломили – 59 спектаклей в 37 городах России в сезоне 2016/2017. Конечно, спектакли – разные. Сделать из Вампилова музейный экспонат, иллюстрацию эпохе застоя – проще простого. Спектакль Григория Козлова начинается черно-белыми кадрами с лицами Тарковского, Высоцкого, Галича, Ефремова, Даля… Между ними мелькает и сам Вампилов – то самое редкое видео, когда он идет по берегу Байкала. Шапка кудрявых волос… Сразу возникает значительный контекст. Не автор эпохи излета шестидесятых. А фигура среди титанов. Тот, кто определял время.

«Утиная охота» была написана в 1967 году, Вампилову было ровно 30 лет и герою пьесы Виктору Зилову около 30. Григорий Козлов – другое поколение. В 1967 будущему режиссеру было только 12 лет, а тридцать ему исполнилось в 1985-ом. Даты важны: в спектакле звучат приметы именно восьмидесятых, реверанс в сторону культового спектакля Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека» 1979 года, шлягер «Малиновки заслышав голосок» 1980 года, хит бутусовского «Наутилуса Помпилиуса» «Гуд бай, Америка» 1985 года. Козлов ставит про себя и свои собственные 30 лет. И когда в финале на поклоны режиссер выходит в неизменной кепке – зритель с удивлением понимает, что это кепка Зилова!! Именно в таких кепках оба Зиловых – и взрослый Виктор, и маленький Витька – завершают спектакль.

Спектакль безупречный по красоте. Бесконечно красивый дождь сменяется бесконечно яркими звездами. Три любви героя – Галина, Ирина, Вера – в неимоверно стильных платьях. Это сегодняшние молодые думают, что в эпоху застоя ничего у нас не было – нет, были и платья, и джинсы, и крабы на столе… Как мы их доставали – какая разница! Молодость нельзя вспоминать с отвращением, в молодости каждый был счастлив.

Принято считать, что Зилов – лишний человек, Печорин и Чацкий, не вписавшийся в свое время. Зилов Григория Козлова – современный парень, который ищет себя в жизни, которую он, как ему кажется, проиграл. Но в 30 лет каждому нормальному человеку кажется, что ты свою жизнь проиграл. (Помните, как толстовский князь Андрей с удивлением узнавал, что жизнь не кончена в 31 год?) Главное, что будет потом. Григорий Козлов, отучившись в кораблестроительном институте и проработав три года, пришел в поисках себя в 28 лет в ЛГИТМиК, который окончил в 33 года. И началась жизнь сначала режиссера, потом педагога. Девять лет назад он выпустил свой третий набор, который стал основой театра «Мастерская». Театр официально открылся в 2010 «Старшим сыном» Вампилова, через 8 лет здесь поставили «Прошлым летом в Чулимске», а еще через год «Утиную охоту». Вампилов – идеальный драматург для педагогики. Он предлагает крепко сделанную драматургию с внятным сюжетом, выразительными характерами и твердой нравственной основой. Можно как угодно его трактовать, но «что такое хорошо и что такое плохо» у Вампилова понятно всем. Как и у Козлова, чьи спектакли, как корабли, с фундаментальным основанием и четким понимаем курса.

Евгений Шумейко, который играет Зилова, девять лет назад играл Васеньку в «Старшем сыне». Угловатого подростка, который искал себя в жизни. Васенька вырос и теперь в спектакле «Утиная охота» он мается, рвет на части душу, мало пьет, почти не курит. Его душа проходит нормальный кризис, который должен быть в 30 — 40 лет у всех и всегда. В финале звучат слова «Жизнь, в сущности, проиграна». Такой отсыл к чеховскому дяде Ване с его «пропала жизнь». С той лишь разницей, что у дяди Вани не было мечты. У Зилова есть утиная охота. А когда у человека что-то есть – он не пропадёт и не сгинет.

Финала ждешь со страхом. Помнишь, что у Вампилова герой не нажимает на курок, а собирается на охоту. Но разные режиссеры трактуют финал по — разному, кто-то считает, что если сам Вампилов так трагично ушел из жизни в 34 года, то и герою его можно давать такую судьбу. В финале спектакля театра «Мастерская» звучит «Прощальное письмо» Вячеслава Бутусова — время прощаться с иллюзиями молодости пришло. Зилов вырос в большого мальчика, пора взрослеть. Он не может уйти из жизни в 30 лет хотя бы потому, что Вампилов ни одному своему герою не позволил этой слабости. Даже Валентине в «Чулимске», которая заканчивала жизнь самоубийством в первом варианте пьесы, но упорно оставалась жить и чинила свою калитку во втором.

Зилов в финале «Утиной…» карабкается по лестнице куда-то вверх. Останавливается и вновь начинает подъем… Его друзья и любимые где-то внизу азартно гоняют мяч, а он карабкается наверх. Мне вспомнилась одна притча, которую я когда-то сочинила: «Шел человек по дороге и увидел гору. «Что есть выше тебя, о Гора?» — спросил человек. «Дорога, по которой ты идешь».
Пока человек движется, карабкается, куда-то идет – ничего не поздно. И всё можно исправить.

Марина Меркулова
www.artistchannel.ru