Дело надо делать, господа

Имя театра Вахтангова уже который день мелькает по фэйсбуку – по достаточно странному поводу. Некая журналистка из Екатеринбурга – Марина Порошина – написала свои нелицеприятные размышления о гастролях спектакля «Евгений Онегин» в их городе. Мол, цены на билеты были завышенные, необоснованно дорогие (8 000 рублей), Сергея Маковецкого в главной роли неожиданно заменил Алексей Гуськов, да и вообще – «вместо праздника приемы, ассоциации, находки, новаторство и эпатаж». Можно было бы пропустить выпад журналистки мимо ушей, но опубликовала эти размышления под броским заголовком «Почему столичные театры обманывают провинциалов» не какое-то проходное издание, а сама «Российская газета». Без внимания такую ситуацию оставить нельзя. Мы решили разобраться. Но сначала – предыстория.

Римас Туминас приживался в Москве трудно. Его определил в преемники сам Михаил Ульянов, но часть труппы – старшее поколение, самое звездное – Туминаса не приняли. Пока режиссер не поставил «Дядю Ваню». Вышел спектакль – и все утихли. И стали мечтать работать с Туминасом.

merkulovaЯ помню, как Римас Владимирович выходил на сцену СТД за «Гвоздем сезона» и с горечью говорил: «Ну может хоть теперь меня перестанут считать чужим?». За какие-то 9 лет Туминас вывел театр в лидеры, «Вахтангова» сегодня театр номер один, обогнав и МХТ и Ленком. В чем причина? Все просто – Римас Туминас выдает Событие за событием. Премьеру за премьерой. Сенсацию за сенсацией. «Евгения Онегина» можно бесконечно обсуждать и так и эдак – но факт остается фактом: спектакль объехал весь мир, аншлаг – везде, в Москве на «Онегина» не попасть. Словом, интересный спектакль.

Успех всегда вызывает зависть, это обычное дело. Стало общим местом считать, что у театра Вахтангова всегда много денег, что театру по карману любые поездки, гастроли и тд. На самом деле – театр просто держит марку, ведет себя именно так, не погружая нас, зрителей, что там реально происходит за кулисами. А происходит следующее: на «Большие гастроли» за деньги Минкульта театр выезжает один раз в год. ОДИН. В этом году это будет Уфа. В прошлом – Владикавказ, в 2014 – Улан-Удэ. И все. Все остальные поездки организуют продюсеры, и это коммерческие поездки. Как в случае с Екатеринбургом. Мы связались с директором театра им. Вахтангова Кириллом Кроком и он дал медиа-проекту АRТИСТ эксклюзивный комментарий.

Итак, с 17 по 20 февраля 2016 г. театр повез спектакль «Евгений Онегин» в Екатеринбург на коммерческие гастроли. Организатор гастролей – екатеринбургское агентство «Премиум». Для показа был арендован зал Екатеринбургского ТЮЗа. Билеты дорогие, по 5000 и по 8 000 тысяч? Да. А как и за счет чего, не имея никакого дополнительного финансирования, привезти 70 человек? Декорации? И лететь Народные артисты должны нормальным самолетом, и жить в комфортной гостинице. Может быть, вместо обвинений театра в том, что он решил «нажиться» на бедном провинциальном зрителе – пора поднять вопрос о финансировании всех гастролей и поездок театра по нашей огромной стране за счет государства?!

makoveckiy_2Теперь про актеров. Театр привез два состава исполнителей. Сергея Маковецкого и Алексея Гуськова. На всех афишах было указано: 17 и 19 февраля – в роли Онегина Алексей Гуськов, 18 и 20 февраля – Сергей Маковецкий. 18 днем, за 3 часа до начала спектакля, Сергею Маковецкому стало плохо, он позвонил в номер директору театра Кириллу Кроку и попросил вызвать врача. Приехала скорая и диагностировала у актера давление 180 на 100 плюс сильно учащенный пульс. Врачи сделали все уколы, поставили капельницу, но спустя два часа здоровье Маковецкого не улучшилось. Врачи настоятельно рекомендовали не рисковать и не выходить в таком состоянии на сцену. Позвонили Алексею Гуськову – он оперативно собрался и вышел на замену в свой выходной день. При этом директор театра объявил всем пришедшим – если вы хотели увидеть спектакль именно в исполнении Сергея Маковецкого, приходите еще раз 20 февраля, совершенно бесплатно, по этим же билетам, мы вас посадим. Пришли – человек 10, и еще раз бесплатно посмотрели спектакль, уже с Маковецким, который 20 февраля вышел на сцену.

Вот пишу я сейчас эту историю, а перед глазами – Андрей Миронов. Который однажды вот также вышел на сцену – больной, с приступом. И на сцене умер. И не было рядом с ним людей, кто запретил бы, остановил. Глядишь – не пустили бы тогда на спектакль и дожил бы наш любимый Артист до «седин, счастливый муж, примерный семьянин».

К сожалению, ТАК Артистов учат в театральных институтах – не выйти на сцену можно только, если смерть. Во всех других ситуациях – больной/не больной – будь добр, иди играй. И они играют. А мы к этому привыкаем. Я сама в Москве смотрела «Онегина» с Маковецким – охрипшим, простывшим…
Что же до этической стороны вопроса – возможно ли в принципе публично восклицать: «Ах, я шла на Маковецкого, а получила Гуськова, меня обманули»! Это же унижение для Алексея Гуськова – читать такие слова. Или у нас этики уже в журналистике не существует?

makoveckiyРазмышляю и вспоминаю еще одну свою историю. Давно было: купили мы с сестрой билеты в Малый театр на спектакль «Царь Федор Иоаннович», в главной роли Юрий Соломин. А играл — на замене — Эдуард Марцевич. Тот день вошел в историю моей жизни, как потрясение, как открытие. Я даже представить себе не могла, что Марцевич столь трагически велик. С моей любовью к Соломину ничего не сталось, я видела потом Юрия Мефодьевича и восхищалась много раз. Но я благодарна судьбе, что благодаря замене узнала в тот день другого Актера.

Так бывает. А Марине Порошиной даже скажу спасибо: ее статья как лакмусовая бумажка вдруг просветила многих театральных критиков, что не удержались от злой радости: мол, ну что театр Вахтангова, ты долго был неприкасаемым, теперь и тебе досталось, и тебя «прополоскали»…
Полоскайте, господа. Караван этот как шел, так и идет. Не обращая внимания на тех, кто в силу роста не может до него подняться. Басня Крылова: «Слон и моська».

И Чехова еще вспомню: «Дело надо делать, господа». Как Римас Туминас.

Марина Меркулова
Главный редактор медиа-проекта АRTИСТ
www.artistchannel.ru