«Жизнь без финала»
Статья о спектакле «Пер Гюнт», театр ЛЕНКОМ.
Авторы — Марина Меркулова, Александр Мягченков.
«Пер Гюнт». Философская драма норвежского драматурга Генрика Ибсена. Произносишь название, а в памяти только пронзительные мелодии композитора Эдварда Грига. В Москве пьеса давно не ставилась. Тем интереснее музыкально-драматическое пластическое действо, которое сочинил Марк Захаров по мотивам Ибсена.
Пер Гюнт. Юноша. Растрепанные светлые волосы. Он влетает стремительно, подстрелив в воздухе огромную рыбу. Неуспокоенный, задиристый. Этакий дурень, шалопай с колоссальными амбициями. Он считает себя избранным судьбой для чего-то великого. «Я чувствую, что рожден для великих дел, вот только не знаю, с чего начать», — заявляет Пер Гюнт. Странный герой. Вроде бы и не герой, но такой современный и узнаваемый. Вокруг Пер Гюнта огромный мир. Женщины с лицами мужчин. Люди с головами зверей. А ему жадно хочется попробовать всего! Походя, не задумываясь, он уводит чужую невесту со свадьбы, прелюбодействует, в схватке убивает соперника. Увязает в царстве сказочных троллей. Плодит уродливых детей. Бросает любимую девушку Сольвейг. Творит и множит ошибки. Обычный путь, который можно назвать одним словом – поиск себя. Падает. Встает. Но когда внутри нет крепкого стержня, ты не знаешь главного – с чего же начать? Как сделать правильный шаг, чтобы во вселенском водовороте найти собственную одну-единственную дорогу…
Несколько лет назад Марк Захаров написал в книге «Театр без вранья»: «Единственный способ быть услышанным – подать во Вселенной свой голос. Не подражать чужому. Сделать это трудно по многим причинам, и прежде всего потому, что надо хорошо знать – какой он, твой голос. И вообще – кто ты и что ты?» В принципе, историю про Пер Гюнт можно рассказать как притчу о человеке, который не знал, как угадать свое предназначение. И тогда он придумал себе путешествие «за три моря». Интересное и рискованное. В этом путешествии его заносит и в восточный гарем, и в сумасшедший дом. Но парадокс жизни в том, что время летит стремительно. «Ты разменял седьмой десяток, Пер Гюнт!», — слышится ближе к финалу. Человек возвращается домой и с удивлением обнаруживает, что жизнь уже прожита, а счастье-то ждало здесь рядом, рукой подать…
Актер Антон Шагин, который играет Пер Гюнта, вошел в труппу «Ленкома» в прошлом сезоне. Он не тиражирует себя в телесериалах в ролях комсомольцев и хулиганов. На сцене он рвёт себя на части. Кажется, так невозможно существовать – в океаническом накале эмоций. Глядя на Шагина, вспомнился даже 1975 год, спектакль «Ленкома» «В списках не значился»! С молодым Абдуловым, который обдирал руки в кровь, тратил себя не на жизнь – на смерть. Ушли в мир иной и Александр Абдулов, и Олег Янковский, и Евгений Леонов, и Татьяна Пельтцер. Не выходит на сцену Николай Караченцев. Все внимательно вглядываются в лицо главного ленкомовца Марка Захарова. Что впереди?
А Марк Анатольевич, мудрец, космически улыбается и ставит новый спектакль, в котором нет финала. Нет жирной точки. Да, Пер Гюнт вернулся домой. Да, старая ослепшая Сольвейг его дождалась. И?.. У Ибсена он умирает на руках любимой. У Захарова впереди неизвестность. Может, еще поживем? По-новому, по-другому? И от этого удивительно приподнятое настроение. Эмоциональная радость.
Опубликовано в журнале «Театрал»
(рубрика «Люди и премьеры»)