Анастасия Паршкова
(Пермь)
Анастасия Паршкова / Золотой Диплом Конкурса «Время Вампилова».
Об авторе: Анастасия Паршкова, 34 года, по образованию «документовед», живет в г. Пермь и занимается редактированием книг и статей.
ЭССЕ «Время Вампилова» / Размышление по мотивам одного спектакля
Какое же это наслаждение – вновь окунуться в мир вампиловской драматургии, в мир «Старшего сына». Казалось бы, с детских лет знаешь – чуть ли не наизусть – одноименный фильм, да и саму пьесу читал бесчисленное количество раз, так что герои стали уже, наверное, какими-то родными и знакомыми, теми самыми родственниками, которые не по крови — а по единству и зову души. И думаешь про себя, разумеется: разве может тебя еще чем-то удивить это произведение? И оказывается, что да, может, ведь любая новая постановка – это новое видение и новое прочтение. Это поиск новых акцентов и ракурсов. Это возвращение к глубинным темам, такое необходимое в наши дни…
Постановка пьесы «Старший сын» Брестским академическим театром драмы (Республика Беларусь) – яркая, легкая, летящая, безусловно, запоминающаяся – настоящий подарок для всех поклонников творчества Александра Вампилова.
Это переосмысление в реалиях нашего времени того текста, написанного – только вдумайтесь в это число! – 55 лет назад. Изменилось ли что-то с тех пор? Да, если не многое, то почти все: строй, эпоха, условия жизни.
И лишь люди остались прежними, лишь чувства (ревность, любовь, зависть, трусость, подлость, великодушие и многие-многие другие) неизменны.
Наблюдая за разворачивающимся на сцене действом отчетливо понимаешь, что Вампилов абсолютно вне времени и вне пространства. Ушли предметы обихода, интерьера, гардероба, остались люди – ранимые, нежные, трогательные, но до сих пор, как и 55 лет, скрывающие свои истинные и искренние чувства. В эпоху вседозволенности, открытости, откровенности – телевидение, соцсети, интернет, пожалуй, не оставили нам ничего запретного, ничего своего, личного, интимного – мы боимся признаться в чувствах к любимому человеку, мы опасаемся быть неправильно понятыми, поэтому в который уже раз надеваем маску равнодушия и притворяемся, что нам и так неплохо. Что стоит – хотя бы раз – сказать отцу, что гордишься им; что стоит сказать собственным детям, что любишь их, несмотря ни на что; что стоит признаться в любви девушке, которой очарован…Самое простое отчего-то вдруг становится самым сложным, даже невозможным. Живем под маской сильных людей, не понимая, что в слабости часто и скрывается подлинная сила. Слабость быть просто человеком, уязвимым, но настоящим. Продолжаем жить в ледяной сдержанности, и ничего не делаем, чтобы стало чуточку теплее, а начать нужно себя.
Наблюдая за героями пьесы – актерами театра – поражаешься тому удивительному контрасту внешней легкости и внутренней напряженности персонажей. И весь спектакль как своеобразное окошечко в мир человеческой души. Игра актеров с чуть заметным комедийным оттенком, музыкальное сопровождение делают спектакль таким обманчиво легкомысленным, таким радостным поначалу, таким жизнеутверждающим – а на деле ведь все совсем не так. Комедия оборачивается фарсом, драмой, надежды – разочарованиями, любовь – предательством, великодушие – подлостью. И опять мы сильные, гордые. Но вот только по пути где-то потерялось счастье…
Вампилов позволяет нам внимательно рассмотреть «механику процесса», чтобы мы не повторяли чужих ошибок и ценили тех, кто рядом с нами, чтобы мы быстрее обрели счастье – такое хрупкое и нежное…
Вот уже 55 лет мы учимся на чужих ошибках и, похоже, никогда не научимся, но попытаться все-таки стоит…Пьеса Вампилова рассказывает нам также о человечности, порядочности – этому тоже стоит поучиться.
А с каждым новым спектаклем мы продолжим открывать новые грани вампиловского таланта и все больше влюбляться в его творчество… Как замечательно, что существуют подобные фестивали. Как прекрасно, что мы вновь обращаемся к творчеству Александра Вампилова.
Автор – Анастасия Паршкова, 2020 г.