Планета Ширвиндт

У меня с Александром Анатольевичем Ширвиндтом была удивительная история. Мы пришли в Сатиру снимать программу о спектакле, где он играл главную роль. Я сидела в центре зала, но не близко, достала бинокль. Направила на актера и вздрогнула. Ширвиндт смотрел прямо на меня. Мне в глаза. Я испуганно посидела и осторожно поднесла бинокль к глазам еще раз. Повторилось то же самое. Александр Анатольевич все также внимательно смотрел на меня, глаза в глаза. Лично.

Когда я рассказала эту историю одному знаменитому актеру, он рассмеялся: «А это качество всех больших Актеров. Каждый зритель уверен, что смотрят именно на него и обращаются к нему».

В общем, как Джоконда Леонардо — как бы ты не повернулся, она поворачивает свой взгляд за тобой. С тех пор для меня Александр Ширвиндт стал Джокондой.

После ухода в последние годы Веры Васильевой, Зои Зелинской, Олега Вавилова он продолжал оставаться константой Сатиры. И вдруг — трагическая весть 15 марта этого года. В 89 лет. Летом 19 июля ему исполнилось бы 90, театр Сатиры сыграл в этот день грандиозный юбилейный вечер «Планета Ширвиндт» (мы в это время сидели на площади во Владикавказе на концерте закрытия Вахтанговского театрального фестиваля, ведущий Александр Олешко посвятил своему Учителю песню, а мы всей площадью в 12 тысяч человек стояли в минуте молчания  в память о любимой артисте).

Спектаклем «Планета Ширвиндт» решили 1 октября открыть юбилейный сотый сезон театра. На входе в Сатиру стояла конная милиция — как в те самые легендарные былые времена славы театра…

Конечно, аншлаг. Конечно, до слез.

Что запомнилось больше всего? Как Михаил Ширвиндт сказал: «Спасибо папа и мама, что родили меня так рано, и я успел прожить с папой 66 лет». Как рассказала жена, Наталья Николаевна, что они успели отметить 66 лет совместной жизни и она спросила: «А ты не жалеешь, что мы столько лет вместе?» А он ответил, по-ширвиндовски: «Пока нет». Как правнуки однажды попросили купить телескоп — смотреть на небо и искать там прадедушку. Ведь где-то в космических широтах живет и светит астероид под номером 6767, который еще в 1996 году был назван в честь Александра Анатольевича Ширвиндта. Большой планеты нашего театра.

Марина Меркулова, сетевое издание «Медиа-проект АRTИСТ»