
«Не бойся, если вдруг тебя разлюбят, куда страшней,
когда разлюбишь ты…»
Вы когда-нибудь куда-нибудь опаздывали? Торопились, нервничали, а потом оказывалось, что именно благодаря вашему опозданию в жизни произошло что-то важное и хорошее?
Сюжет вампиловского «Старшего сына» хрестоматийно известен. Герои опоздали на электричку, спасаясь от холода, забрели в первую попавшуюся квартиру, наврали с три короба, чтобы их не выгнали. А потом начались чудеса, мистика, волшебство…
В Москве появился еще один новый «Старший сын» (напомню, что пьеса уже идет в Маяковке, Табакерке, Сфере и МХТ) — теперь в Театре Гоголя. За «Сарафанова» отвечает Александр Самойленко. За мистику и волшебство — Кирилл Пирогов (режиссер) и Максим Обрезков (художник). На сцене «горит» бледным светом странная луна, истово дует северный ветер, из дыма и тумана является главный герой — Владимир Бусыгин. В разорванном свитере — оммаж то ли свитеру Гамлета/Высоцкого, то ли свитеру Караченцова из исторического фильма Мельникова 1975 года. И хотя звучат мелодии шестидесятых, пространство лишено каких-либо атрибутов времени. На глазах зрителей разворачивается увлекательная история, про то, как чужие люди за один вечер становятся родными.
Сквозной линией в спектакле звучит песня: «Не бойся, если вдруг тебя разлюбят, куда страшней, когда разлюбишь ты…» Я видела несчетное количество постановок «Старшего сына», но на спектакле в Театре Гоголя, пожалуй, впервые так много думала о любви. Сарафанова часто играют неудачником, попивающим уличным музыкантом, тем самым юродивым, как называла его бывшая жена. Сарафанов Александра Самойленко – человек, который глубоко любит. Дочь и сына, музыку, саму жизнь. Он даже детей неожиданно, по-достоевски, называет «детками». И этой любви так много, что в ней захлебывается Бусыгин. Ему не выплыть, не повернуть обратно к своему берегу – только вперед, и теперь только вместе с семьей Сарафанова.
Перед спектаклем походили по фойе, в антракте заглянули в кабинет художественного руководителя Антона Яковлева. На стене – портреты учителей. Тех, чью линию, вектор сегодня новый руководитель театра хотел бы продолжать – Станиславского, Вахтангова, Товстоногова, Эфроса. Антон Юрьевич пишет новую страницу в истории театра, и какой она будет, во многом объясняет его манифест, который опубликован на сайте: «Поиск красоты – вместо иронии над ней, вдохновение – вместо цинизма. Мы не имеем право на уныние и смуту, ненависть и нигилизм. Нужно верить в лучшее, даже вопреки тому, что кажется неизбежным».
Вампиловская драматургия – это драматургия веры в лучшее, драматургия света, это всегда путь вперед. А появление Вампилова в репертуаре театра Гоголя – это еще и восстановление исторической справедливости. В середине 1990-х, когда я писала диссертацию по Вампилову, режиссер Роман Григорьевич Виктюк рассказал мне историю, как он и Вампилов ходили по московским театрам, предлагали пьесы. Зашли в театр Гоголя, но тогдашний руководитель Борис Голубовский просто кинул текст им в руки, листочки разлетелись, они стали их собирать, а в кабинете художественного руководителя звучал крик: «Это никогда не будет поставлено в нашем театре!»
Никогда не говори никогда. Вампилов – в театре Гоголя. Новое поколение зрителей так остро реагирует на каждую фразу, что ты понимаешь: это их первое знакомство с драматургом. Хорошо, когда оно такое деликатное и пронзительное.
![]() |
![]() |
![]() |
Пьесы Александра Вампилова переживают сегодня театральный ренессанс. И хотя драматурга нет уже более полувека, удивительным образом он умудряется не опаздывать ни к одному поколению. Так что, никогда не бойтесь опоздать на свою электричку. Она приедет ровно в то время, когда это нужно.
Марина Меркулова, главный редактор Медиа-проекта АRTИСТ, 28 января 2025 г.
Использованы фото из открытых интернет-источников