КАТЯ КАТИТСЯ КОЛОШМАТИТСЯ

В антракте спектакля в буфете Малой сцены стоял гул: «А вот у нас в школе…», «А моя мама…», «А в моем детстве…» Приезд в Москву спектакля «Калечина-Малечина» Няганского ТЮЗа — событие. Спектакль уже увенчан призом жюри «Золотой маски», завоевал главный приз XXI Фестиваля театров малых городов России, стал трёхкратным лауреатом Национальной премии «Арлекин».

Конечно, интерес огромный — что это за такая «калечина/малечина», хотя и были сомнения, все же ТЮЗ, детский спектакль?!)) Не детский. И бурные обсуждения взрослой публики в буфете тому подтверждение. Но обо всем по порядку.

Этот спектакль стал для Няганского ТЮЗа (почти 2000 км от Москвы, Ханты-Мансийский округ, сегодня ночью там -32 градуса, город с населением 63 000) прорывом в большой театральный мир. Про Няганский театр все узнали, заговорили, стали приглашать на гастроли и фестивали. Кстати, никакого другого театра в городе нет и ТЮЗ решает все задачи, и детского театра, и взрослого. Неслучайно, на сайте театра висит слоган «Человеку нужен человек».

В центре «Калечины» (основа спектакля — роман Евгении Некрасовой) история школьницы Кати (актриса Мария Васильева), которая живет в мире бетонных стен, потому что ей кажется, что ее никто не любит. Она — угловатый подросток, придумавший про себя считалку «Катя катится колошматится». Колошматится Катя все два с половиной часа, потому что «что»? Потому что это красивая сказка, что детство — лучшая пора жизни. Детство — это время, когда ничего нельзя, когда твои молодые родители вечно ругаются, живут своей жизнью и на детей у них нет времени, когда тебя «ссылают» в лагерь на море, думая, что тебе это понравится, когда в классе ты изгой и мишень для насмешек одноклассников… Можно я остановлюсь, ибо именно это всё и говорили те самые зрители спектакля во время антракта. Не знаю, как смотрят постановку дети, но взрослые явно прорабатывали свои детские комплексы. Пробрал до самой глубины души момент, когда актеры вдруг перестают быть персонажами и рассказывают реальные истории из своей жизни, как папа Кати (актёр Дмитрий Дроздов), который не любил и боялся своего отца, а теперь боится, что его также ненавидят его собственные дети.

Совмещая вымышленное и документальное, спектакль приобретает другой объём и выходит за рамки сцены. Ведь настоящий театр — это когда про тебя лично. Про каждого из нас. Вот мама Кати (актриса Елена Киреева) рассказывает историю про случайно разбитый бюст Ленина на уроке, а я вдруг вспомнила, как на уроке черчения в 6 классе разбила вазу… Вот к Кате приходит на помощь Кикимора (актриса Юлия Баранова)- а какие имена были у ваших выдуманных персонажей, которых вы звали на помощь в минуту отчаяния?

Сегодня в образовании так много пишут про буллинг, психологическое здоровье подростков, дают советы специалисты — а в Нягани эту проблему решают просто. Там родители и педагоги ходят на «Калечину» по 5 раз. Чтобы зримо увидеть то, что их собственные дети и ученики старательно прячут от взрослых. Всегда аншлаги.

Режиссёр спектакля — Сойжин Жамбалова (окончила ГИТИС, режиссуру музыкального театра, работала в Бурятии в национальной драме) с января этого года стала главным режиссёром Няганского ТЮЗа. Пишут, что все ее работы прежде всего музыкальны, пластичны. На «Калечине» меня, зрителя, погрузили в поэтический миф и, не смотря на сложный психологический сюжет, дали мне свет. На спектакле, который привезли на два показа в Москву в театр Наций, в зале сидела основатель Няганского ТЮЗа Нина Тимохова, которая в 1992 окончила Щуку (Вахтанговская школа!), а в 1993 приехала в Нягань и открыла ТЮЗ и руководила им 11 лет! Моей же дружбе с Няганским театром уже 8 лет, я случайно увидела их аккаунт в соцсетях в 2017 году и не смогла остановиться, стала внимательно наблюдать, ибо все, что они делают — оригинально, необычно, выходит за рамки общепринятого.

В одном интервью я недавно прочитала фразу «Нягань нужно прикладывать к ранке, чтоб быстрее зажило» и почувствовала, как точно. Хочется думать, что после вчерашней премьеры у многих, вышедших из зала, детские раны начали затягиваться.

Марина Меркулова, главный редактор «Медиа-проекта ARTИСТ»
Использованы фото с официального сайта Няганского ТЮЗа