КАК ЖЕ?
(«Ионыч», Театр им. Евгения Вахтангова)
Есть у меня любимые слова у Чехова: «Если бы знать…»
Но с недавних пор в моей голове всё время вертится рефреном другой вопрос: «Как же? Как же?»…
Величие большого спектакля всегда в том, что читанные много раз слова ты вдруг слышишь, как в первый раз. Ну не помню я в тексте «Ионыча» этих «Как же?». И вообще, что мы вспоминаем про небольшой чеховский рассказ, входящий в школьную программу? Конечно, то, что всегда говорили учителя – про деградацию личности, про почти кафкианское превращение человека в животное. Спросите у любого прохожего, как звали Ионыча? Вам ответят: «Да так и звали. Ионыч». Вспомнят человека без имени.
Эти представления вахтанговский «Ионыч» переворачивает с ног на голову. В прямом смысле – режиссер Олег Долин уже сложил себе славу режиссера-аттракциониста, уже ждешь от него буйства переодеваний, масок комедии дель-арте да изысканного эстетства. Впрочем, в этом спектакле ему удалось соединить свой фирменный стиль с вахтанговской приподнятостью. Получилось тонко, воздушно и невероятно пронзительно.
Сюжет рассказа вроде бы не изменился: в провинциальном городе N живет молодой доктор Дмитрий Ионыч Старцев (Юрий Поляк), он «вхож» в дом, где встречает юную девушку Котика (Ася Домская). Она восхищает его свежестью и наивностью, он влюбляется, делает предложение. Девушка, неожиданно, отказывает: ее влечет большой город и мечты о музыкальной карьере, которые рассыпаются как карточный домик. Пройдя через все круги ада, девушка возвращается домой и хочет вернуть любовь доктора, но теперь отказывает он («Не возвращайтесь к былым возлюбленным, былых возлюбленных больше нет…»). Этакий «Евгений Онегин» наоборот.
Старцев и Котик существуют в густонаселенном пространстве, вокруг них и родители девушки, и друзья семьи, и ожившие статуи на кладбище и даже фантасмагорические персонажи, сошедшие со страниц одного романа. Действие движется стремительно, вихрь событий закручивает героев, качели судьбы бросают их в пучину самых настоящих страстей, из которых все выходят другими людьми.Я смотрела этот спектакль и вспоминала Островского с Буниным. Помните, Паратов в «Бесприданнице» говорил: «А я ведь чуть было на Ларисе-то не женился». А потом, спустя полвека, у Бунина в «Темных аллеях»: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор». Вот и Дмитрий Ионыч Старцев качает головой: «А хорошо, что я на ней не женился».
Самый страшный момент в спектакле, когда Котик смывает свое прежнее лицо грязной водой с пола. И это пострашнее огромного монстра, в которого превращается Ионыч в финале. Ибо стать Ионычем – то есть, выбрать сытую размеренную жизнь, без страстей и волнений, жизнь как сдобный пирожок, который закидывает в рот один из персонажей спектакля – это право каждого. Нас долго уверяли, что такой выбор ужасен, но так ли несчастен герой? может именно этого он и хотел в своей жизни, и именно к этому пришел бы и в браке с Котиком? кто знает. Но потерять себя, свое лицо, а потом подняться и нанести на него краски новой жизни, как это делает главная героиня – в такие минуты спектакль поднимается до вершин настоящей трагедии.
Ася Домская служит вахтанговской сцене ровно 10 лет. Ролей играет много, но, в основном, героинь второго плана. Мне вспомнилось одно интервью, которое мы брали у Аси год назад, и она сказала: «Мы страшные фанатики. За сезон у меня набирается три, четыре, максимум пять дней, которые я провожу вне театра. Следствие ли это фанатизма? Скорее всего, да. И я точно знаю, что я не одна такая. Видимо, этот фанатизм нам передается». Конечно, вспоминаются слова великого Вахтангова: «…каждый из нас должен был бы создать себе главное, дорогое и желанное, и ради этого главного, дорогого и желанного делать все остальное: давать уроки, учиться в школе, сносить все тяжелое, что дает жизнь». Сегодня в Вахтанговском театре – удивительное поколение тридцатилетних. Они «набирают» от спектакля к спектаклю, от роли к роли. Юрий Поляк – Андрей Болконский в «Войне и мире» сегодня, а завтра – Ионыч. Ася Домская – сначала Вера в «Войне и мире», а потом– Котик. Кажется, им по силам уже всё, и на встречу с ними идешь, предвкушая новые открытия.
Про Асю Домскую добавлю еще – в прошлом сезоне была экстремальная ситуация. Ксения Трейстер на гастролях во время спектакля «Война и мир», где она играла Наташу Ростову, пропорола ступню острым предметом. Врачи, «Скорая». Нужно останавливать спектакль. И тогда Ася Домская сказала: «Я доиграю. Я знаю роль». Вышла и сыграла после антракта Наташу в следующем действии. Никогда до этого в этой роли не выходила!
Вы скажете, какое это имеет значение для «Ионыча»? Огромное. Эти актеры ГОТОВЫ. Готовы в любой момент выйти, сыграть, воплотить. Потому и получаются такие фантастические результаты. На «Ионыча» проданы билеты на месяцы вперед, ловите уже на апрель, как откроются продажи))
Олег Долин в интервью сказал, что Чехов — не совсем вахтанговский автор. Мол, он из МХТ, там про него все знают. Но сегодня Чехов идет по всей Москве. В Моссовете – Чехов Андрея Кончаловского. В МТЮЗе – Чехов Камы Гинкаса. В Вахтанговском – Чехов Олега Долина. Все – разные. Но сходятся в одном: все ищут ответ на тот самый вопрос – КАК ЖЕ, КАК ЖЕ так случается, что один человек бьется за себя до конца, а другой – сдается. Почему одни всю жизнь сохраняют красоту души, а другие сами ее разрушают? И каждый ли способен уловить, когда жизнь начинает проходить мимо?
Однажды Чехов написал жене Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой: «Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это всё равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно». Конечно, Антон Павлович лукавил. Он знал про жизнь всё. Как хирург, вскрывающий рану, он понимал, что там увидит, и это его не пугало. Он был врачом, и так ли уж случайно, что многие его герои (Ионыч, Астров) – врачи, которых профессия не облагораживает, а обременяет, затягивает куда-то вниз. Прожив всего 44 года, он ушел из жизни на чужбине в гостиничном номере со вкусом шампанского на губах. А чтобы жена меньше видела его мучения, отправлял ее по магазинам покупать красивые платья. Это могло бы стать красивой легендой, но стало правдой. Он боролся до самой последней минуты. И горевал обо всех своих героях, которым сил бороться не доставало.
Марина Меркулова, главный редактор сетевого издания о театре «Медиа-проект АRTИСТ»
Фото — Валерий Мясников, Театр им. Евг. Вахтангова