Дочь за отца. В ответе.
Не только дочь – мы все очень хотим, чтобы дело и имя Марка Анатольевича жило. И вот мы в первый раз вошли в Ленком уже без Марка Захарова. Его портрет теперь висит на стене, где раньше нас встречали фотографии Татьяны Ивановны Пельтцер и Александра Абдулова. Под фотографией – табличка «Бессменный руководитель театра «Ленком». 1973 – 2019. 46 лет. Спектакль «Капкан» Марк Захаров придумал сделать на фантастических текстах Владимира Сорокина. Работал два года. Успел собрать каркас постановки.
Уходить не собирался – Александра Марковна, дочь, говорит, что до последней секунды все верили, что воспаление легких отступит, Марк Захаров вернется в театр, и театр – всё вылечит. Остался дома его портфель с бумагами, где был не только текст пьесы, но много рисунков, раскадровок, заметок. Открыть портфель, собрать и выпустить этот спектакль было необходимо. Было долгом и честью. У спектакля априори трудная судьба — все, не глядя, считают, что Захаров его не доделал, а продолжатели доделать не смогут — кто же сравнится с Захаровым?!))::
«Захаровским» этот спектакль получился или НЕзахаровским – никто не знает. И разве это важно?’ Здесь главное другое: про ЧТО он. Какая тема «болела» у Захарова накануне ухода? Основное действие спектакля «Капкан» происходит в сталинские годы – вот сам Сталин, молодой, красивый, в исполнении Дмитрия Певцова возникает на сцене из огромной головы… Ленина. А на вопрос героини, не боится ли он смерти, ухмыляется: «Я останусь с вами вечно. Пройдет время и люди будут говорить: «Сталина на вас нет!» Зал в это время кивает и гудит – в подтверждение. Сталин действительно продолжает жить в головах многих людей, это наша очевидность.
Что нужно делать, чтобы страшные годы не выветривались из памяти и не подвергались переоценке? Рассказать со сцены, что в 1937 по приказу Сталина был расстрелян отец актера Ленкома Александра Збруева? Что актёр никогда в жизни не отмечает свой день рождения — после трагедии с отцом? Почему тема «сталинизма» волновала Захарова? Боялся ее возвращения? Помните, как Захаров — вечный романтик — на исходе перестройки сжигал партбилет, словно хотел сжечь все мосты в прошлое?
Прошло так много лет, как мы живем в другой стране. С каждым годом становится все меньше людей, для которых годы сталинизма — часть их жизни. И вот, уходя, они кричат нам — не забывайте, не миритесь, не молчите, не пускайте прошлое назад. В конечном счете, это ведь иллюзия, что жизнь определяют время и обстоятельства. Человек за все в ответе САМ. В капкан времени он попадает по своей воле. Как герои спектакля — решили вернуться в прошлое, как на экскурсию. НО капкан — захлопнулся. НЕ выбраться.
И остается только веровать. Россия спасалась только надеждой. Как у Чехова – «терпеть и верить. Я верую». Надеяться и верить в любых обстоятельствах — вот последние слова Марка Захарова нам, его зрителям.
—
Марина Меркулова,
главред www.artistchannel.ru