Весна, лето, осень, зима…
и снова весна

«Повести Пушкина» на сцене Театра им. Евгения Вахтангова  — это красиво. Пронзительно. Глубоко. Тонко. Нехрестоматийно. Вековые сосны на сцене — до колосников. Кажется, что они дотянутся до тех самых ангелов, к которым всегда обращаются вахтанговцы… Сквозь все четыре повести проходит один герой, Человек Дороги, то ли Белкин, то ли Пушкин, то ли Господин Случай.

Вспомнилось: когда-то я снимала интервью с известным пушкинистом Л.М. Аринштейном, и он сказал: «Знаете, каждый человек может говорить, что угодно. Значение имеет только то, как он поступает. У Пушкина самое важное — это дуэль. То, как он поступил. Как защитил честь своей семьи». Пушкинские «Повести Белкина» — как раз про это. Жизнью человека часто управляет Случай, стечение обстоятельств. Но как человек ПОСТУПАЕТ, какой он делает выбор в этих обстоятельствах, как сумеет распознать в случае знак Судьбы — зависит только от него.

Здорово, что новый этап своей жизни Театр Вахтангова начинает именно с Пушкина, и это уже выбор нового главного режиссера Анатолия Шульева. В одном интервью режиссер сказал: «Даже когда наступает самое черное время года и твое темное время жизни, надо просто чуть подождать утра или весны…» У спектакля есть подзаголовок: «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — такая отсылка к восточным культурам, которые, как мы знаем, намного глубже нас понимают в цикличности жизни и обретении счастья в каждом мгновении.

Помните самые знаменитые слова Александра Сергеевича: «И чувства добрые я лирой пробуждал»? В спектакле много доброты, это важно.

На сцене — молодая часть труппы, будущее театра. На календаре – весна. На премьере — аншлаг. Выходишь из зала с очень светлым ощущением, что у театра все впереди, что Вахтанговский корабль отправился в новый путь, и у него для этого есть колоссальный исторический опыт и запас прочности, чтобы пройти весну, лето, осень, зиму и снова встретить весну.